12+

Вологодский Камерный драматический театр отметил День театра премьерой моноспектакля «Леди Макбет Мценского уезда»

Бывает, что предстоящая премьера до знакомства с нею вызывает удивление: почему вдруг для постановки выбран именно этот автор и именно этот текст? Но увидев спектакль, чувствуешь: да, именно об этом и именно так надо было рассказать.

Повесть Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (сам писатель называл ее «очерком») рисует мрачные картины семейного уклада провинциального купечества. По первоначальному замыслу, история Катерины Львовны Измайловой должна была стать одной из двенадцати картин, представляющих, с точки зрения Лескова, типичные русские женские характеры – «восемь из народного и купеческого быта, четыре из дворянского». Однако этот замысел не был осуществлен, и «Леди Макбет…» осталась самостоятельным произведением, поражающим представленным в нем характером главной героини. Ступив на путь «преступной» любви, ради нее она не останавливается перед целой чередой убийств, практически не испытывая раскаяния. Лесков признавался, что во время работы над повестью временами ему становилось «невыносимо жутко», и впоследствии он избегал «описания таких ужасов».

Бытовые реалии и человеческие типы середины позапрошлого столетия – казалось бы, какое отношение это имеет к нам сегодня? Имеет, и самое непосредственное, – убежден режиссер театра Яков Рубин. Вообще у повести богатая история сценических постановок и экранизаций, по ней даже ставилась опера. Напряженный внутренний драматизм при простоте сюжета, интерес к психологической подоплеке поступков человека, решающегося на убийство, а главное – пристальное внимание писателя к подобной личности – всё это дает широкий простор для трактовки образа героини.

И Камерный драматический театр предлагает свое оригинальное прочтение повести. «Леди Макбет Мценского уезда» - это моноспектакль, все роли в котором исполняет актриса Елена Смирнова. Представая перед зрителем в образе молодой женщины, выданной без любви замуж за старика и вынужденной томиться в тоске и одиночестве, она вызывает искреннее сопереживание. Актриса легко перевоплощается в других персонажей повести, для каждого из которых найдена одна четкая деталь: например, намеком на красную рубаху Сергея служит красная подкладка ее пальто, а атрибутом свекра и мужа становится веревка. По мере развития действия герои все глубже «увязают» в своих преступлениях, но главная героиня, понемногу теряя сочувствие к себе (эта потеря сочувствия дается зрителю нелегко!), до самого финала держит в напряжении зал, ждущий ответа на вопрос: что и почему заставляет ее выбирать такую судьбу – такую жизнь и такую смерть?..

О том, как родилась идея постановки, рассказывает режиссер Яков Рубин: «Монодрама – программное направление для камерного театра. Это особый жанр, требующий от актера не только высокого владения мастерством, но и большой духовной работы, потому что в одиночку находиться на сцене может только серьезная личность. Как режиссер, я приветствую появление таких спектаклей, и мне хотелось бы, чтобы моноспектакль был в репертуаре каждого нашего артиста. Для Елены Смирновой «Леди Макбет Мценского уезда» - дебют в монодраме, на мой взгляд, очень удачный. Конечно, премьера – это не завершение работы над спектаклем, а лишь один из ее этапов, и постановка будет жить и развиваться дальше.

Почему именно этот текст? Выбор материала для монодрамы – это всегда выбор актера. Степень участия режиссера здесь тоже значительна, но она меньше, чем в спектакле, в котором участвует вся труппа. Поэтому очень важно, чтобы избранная тема волновала артиста, давала ему пищу для размышлений и переживаний.

Главный посыл спектакля – показать, что значит для женщины любовь: ради нее она может оказаться готова на любое безумство, даже на преступление. Эта история, на наш взгляд, очень современна, и мы показываем не частный случай из жизни ушедшей эпохи, а актуальную на сегодняшний день ситуацию. Тем не менее мы не стремились «осовременивать» Лескова, а просто убрали все бытовые подробности, создав подобие шекспировского театра – условного и символического. Так, например, сундук – практически единственная декорация – это одновременно и постель, и гроб, и ящик Пандоры. Этот минимализм – для артиста, который всё должен сказать сам».

Своими размышлениями о спектакле делится Елена Смирнова: «Идею поставить моноспектакль по повести Лескова «подкинула» мне актриса нашего театра Ирина Джапакова. Сначала я не понимала, зачем мне это – все эти убийства… Но чем больше вчитывалась, тем больше чувствовала, что на самом деле это рассказ не о преступлении, а о любви. И мне хотелось сделать такую вещь, чтобы это читалось вопреки всему – жестокости, крови, страхам и мистике. Приходит ли героиня в финале к краху? Не знаю. Возможно, то, что нам кажется крахом, для нее – освобождение».

…Какова цена счастья, и можно ли «купить» его чужими страданиями? И не призрак ли это – любовь, принимающая преступление как подобающую себе жертву? И есть ли «луч света» в этом «темном царстве» слепой страсти, разрушающей женщину, послушно пошедшую на ее зов?.. На эти и многие другие вопросы, которые рождает этот спектакль, ответа зритель не получит. Но ведь именно ради вопросов, а не ради ответов мы и приходим в театр, не так ли?

Светлана Гришина