12+

«Вологодской драме – 170». Рассказываем историю театра

«Ничего не будет! Ни театра, ни кино – одно сплошное телевидение!», – восклицал герой фильма «Москва слезам не верит» еще 30 лет назад, а театр продолжает быть актуальным и востребованным, шагает в ногу со временем и дарит эмоции и размышления о «дне нынешнем и дне минувшем». Вологодский драматический театр – один из ярких примеров театров-долгожителей: свою историю он ведет с далекого 1849 года и в этом году отмечает 170-летний юбилей.

В преддверии юбилейной даты, которая по традиции отмечается 1 ноября, портал cultinfo вместе с драматическим театром представляют проект «Вологодской драме – 170», в котором читателям расскажут о самых важных и интересных моментах из истории старейшего театра региона.

Серия 1: История первых театральных зданий Вологды

Точкой отсчета истории Вологодского драматического театра официально принято считать 1849 год. В это время в Вологду прибыл «козельский мещанин» – антрепренер, режиссер и актер Борис Соловьев, который обратился в городскую канцелярию с просьбой о дозволении открыть «вольный театр» и отвести для него место. Разрешение было получено, и 1 ноября 1849 года Соловьев представил публике первый спектакль «Скопин-Шуйский» по пьесе Нестора Кукольника. Эта дата и считается днем рождения вологодского театра. Но театральная жизнь в Вологде «завелась» задолго до 1849 года… О первых вологодских театрах – наш первый материал.

Первые театрализации

Первые попытки театрализаций были связаны с «визитной карточкой» и культурной доминантой города – Софийским Собором, построенным в Вологде по велению Ивана Грозного. Здесь проходили церковные театральные действа – «Шествие на осляти», «Пещное действо», «Умовение ног». По традиции подобные действа проводились только в кафедральных соборах Москвы и Новгорода. Однако многочисленные источники свидетельствуют, что в вологодском Софийском соборе уже в XVII веке театрализованные представления иллюстрировали сюжет «Страшного суда» (основной сюжет росписей собора). Кстати, «Страшный суд» вологодской Софии – самая большая в России фреска на эту тему, занимающая площадь около 400 м².

Страннопримный дом

В XVIII веке театр становится великосветским развлечением. Старейший национальный театр России, легендарная Александринка, учреждается указом Елизаветы Петровны в 1756 году. Немногим позднее, в 1780 году, уже указом Екатерины II Вологда становится центром Вологодского наместничества. В честь этого события в городе был организован большой многодневный праздник, на который приехала ярославская театральная труппа с оперой «Русалка». Город был очарован театром. После этого при строительстве в Вологде Странноприимного дома под руководством архитектора П.Т. Бортникова в проект – впервые в истории вологодского градостроительства – включили и помещение для театра. Здание цело и поныне – сегодня это один из корпусов Вологодского государственного университета рядом с Кировским сквером (ул. Галкинская, 1) – бывшей Плац-парадной площадью. Правда, его первоначальный облик сильно отличался от того, что мы видим теперь: во второй половине XIX века здание подверглось перестройке.

В здании Странноприимного дома открывается первый в городе общественный театр, который содержал некто Петров. Труппа театра была небольшой. Спектакли ставили учащиеся семинарии и артисты Ярославского театра, организованного Ф. Г. Волковым. Здесь в конце XVIII века зрители могли увидеть комедии Фонвизина «Недоросль», «Хвастун», «Модная лавка», драму «Рекрутский набор», пьесу К. Шаховского «Казак-стихотворец», а также комические оперы «Мельник» и «Сбитенщик».

Театр Соловьева

До 1849 года постоянно существующего театра и постоянной труппы в Вологде не было. Приезжали профессиональные труппы, антрепренёры, как, например, ярославский актер Николай Иванович Иванов. Остались свидетельства о постановках труппы Иванова в Вологде – по воспоминаниям Н. Титова, «здесь играли более водевили, однако ж являлись иногда и драмы». Зрители, понимающие искусство, были недовольны и желали более серьезных пьес.

Первое специализированное театральное здание (с которого и ведет отсчет история Вологодского драматического театра) в Вологде было построено в 1849 году Борисом Соловьевым. Находилось оно напротив Удельной конторы (ныне Вологодский педагогический колледж) – на углу улиц Гостинодворской и Малой Благовещенской (современных ул. Батюшкова и пр. Победы). Современник событий Н. Федорович писал: «”В Вологде театр строится!” эта весть молнией пролетела по городу и произвела великое треволнение: одни радовались, другие открещивались и отплевывались, как от бесовского наваждения, даже речь была сказана известным вологодским витией против этого соблазна, угрожавшая громами небесными. Ничто не помогало: театр, похожий на сколоченный наскоро сарай, построился; по первопутке приехала труппа странствующих артистов, начались спектакли. Не прошло месяца, как публика, забыв все ужасы этих выдумок, втянулась в «бесовское зрелище» и полюбила театр...». Вологодский театр, построенный Борисом Соловьевым, просуществовал около десяти лет и не избежал участи многих деревянных зданий – сгорел в декабре 1858 года.

Театр купца Попова

В середине XIX века в Вологде существовало по крайней мере еще одно театральное здание. Один из авторитетных современных исследователей старой Вологды Игорь Воронин нашел в Госархиве Вологодской области документ под названием «Дело о сгоревшем в Вологде театральном здании, принадлежащем Вологодскому купцу Дмитрию Попову. 1 февраля – 26 марта 1860 г.», где подробно описывается процесс пожара. А в «Предварительной описи недвижимого имущества г. Вологды на 1 января 1860 г.», хранящейся там же, описано место из-под сгоревшего театра. Из описания ясно, что он находился неподалеку от несуществующего ныне храма Благовещения, примерно на месте нынешнего здания УВД на ул. Мира.

Театр Смирнова

С 1863 года театральные труппы играли в здании, построенном известным театральным предпринимателем Василием Смирновым. Этот театр располагался на Большой Архангельской улице (ныне ул. Чернышевского). Артисты Смирнова могли выступать в незнакомой пьесе, играть, не зная роли. Критики и зрители с первых дней стали воспитывать театр Смирнова с помощью рецензий и отзывов. Позже в этом театре работали С. Бельская, В. Родон, П. Свободин. Вологодский журналист С.Коваль в юбилейной справке «Театр в Вологде» писал о нем: «Здание было деревянное, стояло не в линии домов, а в глубине места, ближе к торговым баням». Несколько позднее историк театра Н. С. Полянский его дополнял: «Театр этот был небольшой по количеству мест в партере, с боковыми двухъярусными ложами и галереей». Дом и земля принадлежали в то время некоему А.В. Сорокину. Во второй половине 1870-х здание театра «на задворках» было приспособлено под цирковые представления, а затем по ветхости продано на слом. В окладных книгах 1875–1879 гг. оно уже не значится. Но к тому времени уже вовсю функционировал театр Рамеса на Плац-парадной. О нем читайте во второй серии нашего проекта.