Фильм-балет по одноименной поэме Твардовского стал для театрального режиссёра Александра Белинского второй совместной работой с композитором Валерием Гаврилиным – первым трудом стала кинокартина «Анюта» в 1982 году.

Режиссёр чувствовал, что вальс Гаврилина, выбранный для телепостановки, не оставит никого равнодушным. Музыка вологодского композитора была отправной точкой для сценического творчества мастера. Впервые услышав вальс, который длился более девяти минут, Белинский понял, какой сюжет будет у балета, рассказывает ведущая вечера Янина Труканавичюте.

С предложения режиссёра хореографу Владимиру Васильеву началось развитие идеи телебалета и воплощение её в жизнь. Примечательно, что в танцевальной картине главную роль исполнил сам постановщик. Роль Анны, жены героя, исполняла актриса, прима Кировского театра Ирина Колпакова. Как она признавалась, было непросто: приходилось танцевать и босиком, и на каблуках, и на пуантах.

Времени на длительные репетиции у артистов не было: фильм-балет сняли всего за месяц. Музыкальные партитуры сочинялись Гаврилиным тоже в процессе. Использовались оригинальные приёмы в музыке. Оставив из текста Твардовского только слова «Коси, коса, пока роса!», композитор сочинил партию для начала картины. Вокализ, звучащий на начальных минутах телебалета, исполнила фольклорная певица, проникновенно рассказавшая о судьбах русского народа. Она задала тон всему балету. В партитуру вальса вокализа «Плен» – мелодии, которую напевает голос – автор включил не вводимый тогда в симфонический оркестр инструмент – гусли. И на замену арфой Гаврилин никак не соглашался – именно гусли более полно раскрывали народную тему, обладали особым тембром. Классическое пианино в кульминационном эпизоде «Плен» заменено на баян – ещё один народный инструмент. Баян звучит и в других эпизодах картины.

Александр Твардовский называл свое произведение, законченное в 1946 году, «лирической хроникой», которая рассказывает о годах жизни одной крестьянской семьи, частицы народа. Главный герой поэмы Андрей Сивцов начал жизнь так, как её начинает обычный русский человек. После войны, вернувшись в родные края, он вновь строит свой дом. Открытый финал, основанный на жизненных перипетиях разлучённой пары, остался, как и в поэме, у Белинского.

Вологжан ждёт ещё одна встреча в музее «Литература. Искусство. Век XX», посвящённая Валерию Гаврилину: 28 августа, в пятницу, в 15.00 пройдёт мероприятие с участием преподавателей музыкальных школ Вологды, которые представят свой проект о вологодском композиторе.

Теги: Валерий Гаврилин, литературный музей
Ольга Поварова

Новости по теме