12+

«Все пьесы Шекспира за один вечер» исполнили три вологодских артиста в Доме актера имени А. В. Семенова

«Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться, на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» Пожалуй, пора – решила команда из трех вологодских артистов. 13 и 14 января 2015 года в Доме актера они рискнули сыграть все пьесы Шекспира всего… за два часа. Думаете, это невозможно? Проверьте сами, посмотрев спектакль «Все пьесы Шекспира за один вечер».

Идея в виде фарса представить творчество известного на весь мир драматурга появилась еще в 1981 году. Трое комедиантов Джесс Уинфилд, Энди Лонг и Дэвид Сингер сделали из «Гамлета» легкий водевиль, а затем, вдохновленные зрительским успехом, решили продолжить – и в итоге создали спектакль «Полутруппа Ее величества карр-алевы Елизаветы представляет все пьесы Ш-Ш-Ш-Шекспира за один вечер», превратив «полное собрание сочинений» в площадной фарс. Их успех в дальнейшем повторили в разных странах – в Англии, Италии, Венгрии и России.

Свою интерпретацию фарса шекспировских страстей вологодскому зрителю представили артисты Театра для детей и молодежи. Андрей Камендов, Василий Лимонов и Денис Долбышев подготовили свой творческий проект в союзе с балетмейстером Никитой Смирновыми, а за свет и музыку отвечала Анна Терентьева. Спектакль поставлен при поддержке Министерства культуры России.

Чтобы напомнить, какие пьесы принадлежат перу драматурга, и доказать, что за вечер все они будут представлены, публике выдавались списки и карандаши – вычеркивайте и проверяйте. Актеры на сцене были не кем-то из шекспировских персонажей, а сами собой – Васей, Денисом и Андреем, которые буквально на глазах «сочиняют» свой спектакль, в какой-то мере импровизируя и провоцируя зрителя на живой разговор.

Начинается повествование, конечно, с самой известной романтической истории о Ромео и Джульетте. Весь сюжет пьесы удалось сыграть всего за пять минут, и, как во времена Шекспира, женские роли достались мужчине – с ними отлично справился Денис Долбышев. Каждая шекспировская история в интерпретации «полутрупы» полна страстей и актерских казусов, а их сочетание неизменно вызывает смех зрителей. Такими произведения Шекспира публика никак не ожидала увидеть. Все стили и жанры смешались в одном действе – здесь и новогодняя сказка, и история в стиле реп, и грузинский акцент леди Макбет, и видеокаламбур картинок из интернета, в который уместились все 16 комедий. А борьба за престол: Генрихи, Ричарды и даже король Лир переместились на футбольное поле, где вместо мяча трофеем стала корона. Завершением действа и его кульминацией в какой-то мере стал «Гамлет» – эту пьесу, словно на бис, актеры успели сыграть аж три раза – и с разной скоростью, и с начала, и с конца.

Центр событий с привычной сцены Дома актера переместился ко входу в зал, где каждый зритель был от артистов на расстоянии вытянутой руки, а порою даже ближе. «Закулисье» же образовал коридор фойе, куда буквально «ныряли» и из которого выпрыгивали то в танце, то в беге артисты, меняя амплуа.

Спектакль с самых первых минут интригует зрителя: ведь он не просто смотрит на сцену, но и сам в любой момент может стать участником действа. Когда еще появится возможность оказаться на сцене в роли Офелии, подержать ширму для выступления Гамлета, поймать в подарок от любимого актера мандарин и прокричать всем залом Офелии «Иди в монастырь!»? Вся суть спектакля – повеселить зрителя, и недаром со сцены прозвучали слова о том, что Шекспир в своих произведениях интерпретировал анекдоты своего времени. Смех публики не умолкал в зале. Высмеивает спектакль не героев и ситуации, описанные классиком, а современное общество, которому для развлечения нужна смешная незатейливая история, не отягощенная высокими идеями. Но у каждого зрителя на память о «вечере с Шекспиром» в Доме актера остался список произведений драматурга, а это посыл артистов: возьмите, почитайте и сравните.

Ирина Сорокина