12+

«Здесь глубинный источник русской святости»: Московский театр русской драмы показал спектакль в Вологодском кремле

Историческая трагедия «Царь Федор Иоаннович» развернулась в Консисторском дворе. Спектакль поставлен по пьесе Алексея Толстого, которая входит в драматическую трилогию (первая часть – «Смерть Иоанна Грозного», третья – «Царь Борис»).

События трагедии происходят в конце XVI века. Для блаженного царя Федора шапка Мономаха тяжела. Кроткий и набожный государь не способен на хитрость и жесткость, необходимые в политических делах, и полагается во всем на своего шурина Бориса Годунова. Влиянием Годунова недовольны князья Шуйские. Снискавшие славу за свои ратные подвиги, они не готовы подчиняться холодному расчету царского шурина.

Федор Иоаннович же желает объединить враждующие партии христианской любовью. Он верит, что может «всех согласить, всё сгладить». Но ход истории неумолим.

Спектакль уже участвовал в «Голосах истории» 25 лет назад, но тогда фестиваль проходил во Владимире. В архитектурной среде труппа выступила впервые. Несмотря на сложности переноса спектакля с привычной камерной сцены на площадку под открытым небом, артисты оценивают этот опыт положительно.

«Потрясающе, что декорациями нам служили древние стены, которые фактически были современниками событий спектакля. Пока мы готовились к выступлению, трижды начинался дождь, и мы переживали за зрителей. Но несмотря на то, что к концу дня похолодало и летали комары, «зал» был полон. Я ощутил, что зрители, точно паломники, готовы были и в дождь, и в мороз идти к святыне – к искусству», – поделился впечатлениями исполнитель роли бывшего дядьки царя, заслуженный артист России Дмитрий Поляков.

Главную роль в спектакле сыграл сам художественный руководитель театра Михаил Щепенко. К образу Федора Иоанновича он относится очень бережно. В его трактовке это не слабый умом и волей царь, каким его представляют с легкой руки Карамзина, но святой на троне.

«Он сочинял церковную музыку, сопоставимую по сложности с музыкой Баха. Почему-то при царе Федоре в стране было благополучие и внешнее, и внутреннее, – убежден артист. – Да, он лично терпит поражение в своем царском служении, но не в служении Богу. Я считаю, что именно благодаря глубочайшей святости Федора был момент благоденствия в истории. Потому что не только по социальным делам строится наша жизнь, но и по тому духовному состоянию, в котором пребывает человек, тем более стоящий у власти».

На пресс-конференции Михаил Щепенко признался, что хотел показать спектакль именно в Вологде.

«Вологодская земля для нас очень дорога, потому что здесь глубинный источник русской святости. Заволжские старцы, Нил Сорский, Дионисий, Павел Обнорский, Дмитрий Прилуцкий – это все то, чем мы живем. Наша попытка трактовать Федора как образ святого на троне очень созвучна с  той атмосферой, которая присутствует здесь, на Вологодчине», – говорит художественный руководитель Московского театра русской драмы.

Алина Махлина