12+
Events 2018

Гастроли Сыктывкарского академического театра драмы им. Савина в Вологде

Театр не впервые в нашем городе: три года назад вологжане уже рукоплескали игре его актеров. В этот раз сыктывкарцы в рамках обменных гастролей представили на суд местного зрителя премьеры сезона: «Король Лир», «Чайка», «Дорогая Памела, или Как пришить старушку», «Сказка про чудесное огниво». Как отметил заместитель директора театра им. Савина Владимир Казаковцев, двум региональным театрам трудно отобрать спектакли для обменных гастролей: их репертуары зачастую пересекаются или совпадают, а везти «в гости» надо то, чего нет в принимающем театре. Кроме того, нужно учесть особенности зрительской аудитории. «Мы знали, что Вологда – театральный город, и надеялись, что зрители поймут непростые для восприятия спектакли, – говорит Владимир Казаковцев. – С просьбой показать именно «Короля Лира» к нам обратилось руководство Вологодского драмтеатра, и мы поняли, что ваш зритель готов к этому. Надо еще отметить, что этот спектакль и «Чайку» мы показали на гастролях впервые, и этот опыт очень важен для театра». Спектакли, отобранные для показа в Вологде, очень разные, и это отражает репертуарное богатство театра: выпуская по 6 премьер в сезон, он завоевывает внимание зрителя, которому всегда гарантированы новые и разнообразные впечатления. 

Журналисты cultinfo побывали на двух спектаклях Сыктывкарского театра драмы и делятся с читателями своими впечатлениями. Главный редактор Елена Легчанова посмотрела спектакль «Король Лир» в постановке литовского режиссера Линаса Зайкаускаса – спектакль показался ей чрезвычайно любопытным. «В репертуаре вологодских театров ничего подобного нет, тем интереснее было посмотреть на столь необычную трактовку известной трагедии. Любопытна эстетика спектакля – появление на сцене, скажем так, природных веществ, и множество находок, связанных с ними. Вот Лир прямо на глазах зрителей делит землю, предназначенную дочерям, и каждая высыпает в подол заветную часть. Вот из-за кулис в предателей летят камни, вот три ведьмы (или все-таки мойры?) окатывают холодной водой железные щиты, раскалившиеся от бушующих на сцене страстей... В шекспировской пьесе волей создателей спектакля появляются фотоаппарат, зонты, велосипед, но это не выглядит наигранным осовремениванием, а вместе с костюмами героев создает, как мне показалось, антураж начала ХХ века с его ощущением неминуемой грядущей катастрофы, которая, собственно, и разражается на глазах зрителей.

В слаженном, сильном актерском составе спектакля сложно выделить явных фаворитов – настолько органично сделана каждая работа. Элементы клоунады, когда Лир, надев красный нос шута, произносит свой монолог, снижают пафос произносимого – и это, наверное, тоже оправданно: ироничная интонация более созвучна сегодняшнему дню, нежели высокая патетика. Умный, необычный, антуражный спектакль – он длился 4 часа, но смотрелся на одном дыхании. Зал не был полон – возможно, сказалось не совсем удачное время гастролей, когда театралы-дачники предпочитают садить картошку. Но та публика, которая всё-таки предпочла огородным радостям шекспировские страсти, долго не отпускала сыктывкарцев со сцены – настолько захватило всё происходившее там».

Чеховская история как игра в лото – именно так представили «Чайку» гости из Сыктывкара. Корреспондент Ирина Сорокина увидела в этом спектакле своеобразное воплощение идеи «вся наша жизнь игра». А раз так, то не удивительно, что кому-то в этой игре везет, а кому-то – наоборот. «В «Чайке», поставленной московским режиссером Еленой Олениной, все герои – соперники в игре, где важно вытащить счастливый билет, но это не так-то просто. У каждого из героев этой истории своя любовная драма, разрывающая сердце. В первом действии каждый живет мечтой о счастье – как в самом начале игры, где все надеются на выигрыш. А второе действие – крушение надежд: никто в этой истории так и не стал счастливым. В жизни каждого произошли события, перевернувшие мировоззрение, но каждый продолжает страдать от безответной любви. Может быть, единственным, кто вытащил пресловутый счастливый билет, оказывается Тригорин? Он и с Ниной Заречной поиграл в любовь, и остался в итоге с известной актрисой Ириной Аркадиной, которая не желает его отпускать и прощает ему все «грехи», а произведения его печатаются в журналах… В спектакле звучит не только тема любви и поиска себя, но и вызов молодого поколения старшему: Константина Треплева мать никак не хочет понимать как писателя или режиссера, а Нина Заречная, подающая надежды молодая актриса, не сумела по-настоящему покорить сцену. Спектакль оставляет зрителю простор для размышлений о его героях и самих себе».

Пока вологодские зрители знакомились с богатым репертуаром Сыктывкарского театра драмы им. Савина, жители Сыктывкара смотрели спектакли Вологодского драматического театра: с 23 по 26 мая театр представил сыктывкарской публике комедию «Мсье Амилькар, или Человек, который платит», спектакли «Зойкина квартира», «Волки и овцы» и постановку для детей «Пеппи Длинныйчулок». А в начале лета, с 7 по 9 июня, в Сыктывкар отправится череповецкий Камерный театр с криминальной комедией «Мужчина при хорошей женщине», комедией «Старший сын» и сказкой «Бременские музыканты».