Великий Устюг

Музей новогодней и рождественской игрушки

Музей новогодней и рождественской игрушки

Как выглядели первые рождественские елочки в России, и чем их украшали? О каких подарках мечтали советские дети? Из чего делали новогодние игрушки в разные годы? Кто придумывал «сюжеты» украшений? На эти вопросы ответят в великоустюгском Музее новогодней и рождественской игрушки. Он существует уже более 10 лет и позволяет погрузиться в атмосферу самого волшебного праздника.

Музей новогодней и рождественской игрушки. Зал с украшенными новогодними елками

Прежде чем попасть в зал с украшенными новогодними елочками, посетитель «совершит путешествие» по разным странам и узнает, как там отмечали Новый год и Рождество. Рассказ начнется с Японии, а завершится в русском дворянском доме начала XX века. Зачем это нужно, и почему нельзя сразу бежать и рассматривать елочные игрушки? В принципе можно, но благодаря «вступительной» экспозиции и дети, и взрослые узнают о традициях разных стран, которые повлияли на празднование Нового года в России. Так, например, елка появились в домах по немецкому обычаю. Правда, в Германии ее подвешивали за корень к потолку, макушкой вниз. Затем, как это обычно бывает, нашелся нарушитель традиции, воткнул небольшую елочку в горшок и оставил ее на столе. Стало ясно, что ее нужно чем-то украсить. В ход пошли съедобные «игрушки»: сахарные и мучные изделия, бумажные розы, картофелины, завернутые в бумагу или в ткань. Но самым лучшим украшением считались яблоки – как напоминание о райском саде. Для елочки всегда хранили самые красивые яблоки. Но однажды случилось страшное – неурожайный год. И тогда к делу подключились... стеклодувы. Так появились первые стеклянные игрушки, и долгое время Германия была лидером по их производству.

Это лишь одна из историй, которую вам расскажут в музее. Дети также узнают, откуда взялся Санта-Клаус, что такое адвент-календарь, кто придумал подписывать открытки и почему пожелание здоровья и счастья на Новый год в Китае не популярно.

Начало XX века в России. Рождественская обстановка

Перед входом в «елочный зал» посетители видят небольшую комнатку начала XX века. На столе стоит украшенная елка, которую хозяева подготовили к Рождеству. Мы ставим ель на Новый год, и, кажется, так было всегда. Но изначально главным зимним праздником было Рождество. А елка попала в Россию опять же из-за немцев, и произошло это примерно в 1840-е. Иностранцы, жившие в Петербурге, часто устраивали праздники для своих детей. Русским традиция понравилась, и они ее переняли. Первые елочки украшали золочеными орехами, конфетами, пряниками, завернутыми в фольгу, и на деревце ставились свечи. Зажигали их только взрослые, причем ненадолго, чтобы избежать случайного пожара. В конце XIX века в моду входят елочные стеклянные игрушки, но они были очень дорогие, и даже не каждая состоятельная семья могла себе их позволить. Поэтому в России появилась замечательная традиция – делать украшения своими руками. Вершину елочки венчала фигура ангела, зажженная свеча или Вифлеемская звезда. У подножия раскладывали подарки. Ребята мечтали о сладостях, которые тогда были роскошью, об игрушках. И, конечно, прекрасным рождественским подарком была книга.

Игрушки начала XXI века

В зале с елочными игрушками захватывает дух – такое количество наряженных новогодних и рождественских красавиц трудно где-то найти. И каждое деревце особенное, ведь его украшают игрушки определенного периода: начала XX века, 1930-х, 1940-х и так далее. Рассматривая украшения, можно увидеть, чем жила наша страна в это время. Здесь красуются самые модные тренды тех лет и основные поводы для гордости: крохотные модели «Победы» 50-х, космические корабли 60-х, олимпийские мотивы 80-х и др.

Игрушки начала XX века

В начале XX века стеклянные игрушки были очень дорогими, и на самой первой елочке всего два стеклянных шара. Чаще рождественское деревце украшали фигурками животных из тисненого картона, добавляли поделки из ваты и бархата. Обязательно вешали презенты для детей. Современные ребята морщатся, когда видят размер тех подарков – крохотное сердце, в котором одна конфетка, совсем маленькая сюрпризница, или бонбоньера, как их тогда называли. Сладкое являлось дорогим удовольствием, и для детей такой кулечек был на вес золота. Рядом с елочкой лежат открытки. Самая ранняя в музее датирована 1902 годом.

Игрушки 1930-х

После революции религиозные праздники вычеркивались из советского календаря. В 1920-е пришел запрет на Рождество и рождественскую елку. Праздник исчез на целых десять лет и вернулся 28 декабря 1935 года, когда в «Правде», конечно, с ведома Сталина вышла статья Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». И уже через пару дней праздник встречали с елкой.

Игрушки 1930-х

Игрушки 1930-х были скромными. Стеклянных шаров было немного, а большинство украшений сделано вручную из ваты. Это игрушки с так называемым проволочным каркасом. В 1930-е был популярен цирк, поэтому на елках часто висели клоуны, дикие животные, эквилибристы. Поскольку в стране был взят курс на развитие спорта, распространены были фигурки спортсменов. Под елкой появляются Дед Мороз и Снегурочка.

Игрушки 1940-х

Великая Отечественная война – событие, с которым неизменно ассоциируются 1940-е. Елки украшают пятиконечные красные звезды, «военные» игрушки (самолеты, крейсеры, оружие, собаки-санитары). После войны популярной стала серия «Герой пушкинских произведений» – изящные игрушки крепились на прищепки и были расписаны вручную.

Игрушки 1950-х

Середина прошлого века – это радостные и счастливые (ведь война закончилась), но при этом и очень трудные годы – шел период восстановления страны, многие дети остались сиротами, женщины – вдовами, была проблема с питанием. И на елках появляются «овощи», «фрукты», «ягоды», «орехи». Здесь же ребятишки в зимних шубках – послание о том, что ни один советский ребенок не останется без заботы. Часики, которые показывают без пяти двенадцать, напоминают о выходе фильма «Карнавальная ночь». Все также популярны сказочные персонажи. Игрушки очень изящны, мастера выдували тончайшие детали, а художники их расписывали.

Игрушки 1960-х

В начале 1960-х годов центральной становится тема покорения космоса, и это отражается в убранстве советских елок. Еще одна примета времени – початки кукурузы. Вышла популярная серия «Приключения Чиполлино». Украшения по-прежнему изготавливают вручную, и они приобретают мирный домашний характер: избушки, занесенные снегом, бытовые предметы, детские игрушки в елочном варианте. Дед Мороз и Снегурочка становятся пластмассовыми (раньше они были из ваты, папье-маше или прессованных опилок). В эти же годы из-за небольших квартир («хрущевок») становятся популярными елочки-малютки, все чаще используются электрогирлянды, каждая лампочка которых, например, изображала сказочного персонажа или делалась в виде ракеты.

Игрушки 1970-80-х

В 1970–1980-х стеклянные игрушки меняются. Используется штамповка, их делают быстрее, выпускают больше, но в массе своей они становятся менее изящными и интересными. Украшают елки также пластмассовыми игрушками и предметами из пенополистирола. В 1990-е елки приобретают разношерстный вид: на них и стеклянные украшения (часто из домашних сундуков), и изделия из более дешевых и практичных материалов. В XXI веке вновь появляется тенденция делать стеклянные игрушки вручную, сейчас этим занимаются несколько российских фабрик.

Центральная елка

Центральная елка в экспозиции украшена одновременно и ручными, и фабричными игрушками. Молодожены часто приходят в музей, вешают на елочку новый шар и загадывают желание.

Зал сувениров

Завершает экспозицию зал сувениров, которые можно подарить на Новый год и Рождество. Это изделия, традиционные для Устюга: резьба и роспись по бересте, мороз по жести, льняная салфетка, щеточный гарнитур – а также знаменитые промыслы других регионов: гжель, павлопосадский платок, хохлома, дымковская игрушка и другие.

Помимо новогодних игрушек в музее собрана коллекция дедов морозов разных лет

Не обходится посещение музея без остановки у волшебного светящегося посоха Деда Мороза. Возле него нужно загадать желание, и оно обязательно исполнится.


Музей расположен в бывшей церкви Жен Мироносиц (XVIII в.)

Вологодская область, Великий Устюг, пл. Коммуны, 7. Тел. 8 (81738) 2-35-76.