Великий Устюг

Музей этнографии

Музей этнографии

Музей рассказывает о народном искусстве Устюжского края, представляя лучшие образцы узорного ткачества, вышивки, кубовой набойки, резьбы и росписи по дереву, ковки и просечки, керамики XVII – начала XX вв. Именно здесь вам расскажут о визитных карточках Устюга минувшего, о том, что выделяло его среди других городов, а также о быте городских жителей.

Музей этнографии. Экспозиция, посвященная быту устюжан.

Среди северянок устюжанку было видно сразу. Великий Устюг отличало многоцветье в народном костюме, и музейщики называют это первым модным брендом территории. Устюжские девушки ткали наряды не двухцветные, как это чаще всего делали на севере, они использовали множество цветов и яркие нити: на оранжевом фоне появлялась зеленая, синяя, фиолетовая, желтая и ярко-красная вышивка. Это многоцветье было характерно не только для сарафанов и рубах, но и для ткачества в целом – косынки, передники, полотенца также поражают своей яркостью. Сюжеты вышивки были достаточно архаичны, но выполнялись нитками всех доступных цветов. Конечно, были и традиционные бело-красные тканые вещи, но устюжанки предпочитали выделяться. Они были небедными, и даже девушки, которые жили в пригороде, могли прикупить себе что-то на ярмарках. Также устюжскую красавицу отличали изящно украшенные головные уборы.

Экспозиция, посвященная обработке льна и прядению

Одним из самых популярных в музее является занятие, посвященное обработке льна и прядению. Столичные туристы, например, заказывают эту программу всегда. В музейном зале показаны все этапы сбора и обработки льна, а у посетителей есть возможность лен мять, трепать и чесать. Все инструменты для этого предоставят. Хотите прясть? Нет проблем, в зале есть три прялки. Но музейщики не обещают, что всё будет просто. На Руси девочку сажали за прялку в пять-шесть лет, и пряла она до самой смерти. Современной женщине в первый раз будет сложно, и нитка не раз порвется. Хотя музейщики отмечают: у некоторых как будто есть связь с предками – с первого раза ниточка получается ровной и не обрывается. Но это редкость.

Сундучки-теремки. XVIII в.

Самым распространенным в Устюге мужским ремеслом было кузнечное. С XVII века город был известен изысканными предметами в технике просечного железа. Это своего рода металлическое кружево, которое украшало ворота, решетки окон, разные декоративные изделия. Еще один бренд Устюга – сундуки-теремки. Называли их так, потому что по форме они напоминали древнерусский терем. Они всегда были богато украшены, оковывались полосами железа с просечным узором, а под железо подкладывалась подкрашенная слюда. Внутри их расписывали устюжской росписью. Начиная с XVII века, эти сундуки пользовались огромным спросом, хотя были дорогим удовольствием (работа столяра, кузнеца, художника). На столичных и крупных ярмарках их быстро скупали, поэтому сегодня во многих музеях, которые имеют коллекцию народного искусства, в числе шедевров обязательно есть устюжский сундучок. Или сундучище, на котором могли спать и в котором хранили одежду, ведь в старину сундук заменял шкаф.

Шкатулка XIX в. Дерево, металл, мороз по жести

По праву гордится Устюг уникальной техникой обработки металла, которая называется мороз по жести. Способ этот возник во второй половине XIX века и здесь же «исчез» – последний мастер мороза по жести умер в 1972 году. Секреты промысла передавались по наследству. Раскаленный тонкий лист жести обрабатывали кислотами, которые, вскипая, оставляли на металле узор, подобный рисункам мороза на оконном стекле. По всей России и за границей славились устюжские шкатулки «с морозом», которые обычно имели замки с секретом – иногда их количество доходило до 24-х!

Северные прялки

В музее этнографии представлена одна из самых богатых коллекций прялок на Русском Севере. Их собирали во время музейных экспедиций, начиная с 1960-х годов. Здесь можно увидеть прялки с уфтюжской, борецкой, пермогорской, пучужской росписями. Вологжанам будут интересны прялки из современного Нюксенского, Тарногского, Кичменгско-Городецкого районов. Одна из самых старинных прялок датирована первой половиной XIX века.

Керамика деревни Павшино. Нач. XX в.

В зале керамики, которая в принципе была распространена в каждой местности, особое внимание уделено уникальному мастеру Николаю Чернецкому (1909–1990). Он занимался этим ремеслом практически всю жизнь. Устюжанин прошел две войны – Финскую и Великую Отечественную – и каждый раз возвращался к любимому делу. На устюженской земле гончарным промыслом славились отдельные деревни, и особенно гордилась своими изделиями деревня Павшино.

Экспозиция, посвященная детским игрушкам

Для детей проводятся интерактивные занятия. Их знакомят с обстановкой северной избы, которая воссоздана в музее, загадывают им загадки и рассказывают истории, связанные с бытом наших предков. Часть предметов в музейной избе они могут подержать в руках и даже попробовать использовать их по назначению. В зале с игрушками ребята внимательно рассматривают то, чем играли их сверстники много лет назад. Зимой проводятся рождественские и святочные программы. Все ребята могут попробовать себя в обработке льна или ткачестве поясов.


Музей расположен в памятнике архитектуры XVII–XIX вв. – церкви Николы Гостунского.

Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. Набережная, 66. Тел. 8 (81738) 2-35-76.