12+
Версия для слабовидящих

Великий Устюг

Северная чернь

Северная чернь

Устюг издревле славился своими художественными промыслами. Пожалуй, самый знаменитый из них – уникальное искусство чернения по серебру, знаменитая северная чернь. Устюжский завод «Северная чернь» бережно сохранил старинную технологию: сегодня, как и триста лет назад,  каждое изделие изготавливается вручную со строгим соблюдением «рецептуры» старых мастеров. Понаблюдать, как создаются шедевры, можно в демонстрационном зале завода – пространстве, где соединилось прошлое и настоящее промысла.

Мастер Анастасия объясняет, как на изделие наносится гравировка

Гостям демонстрационного зала покажут все этапы изготовления изделий из черни;  по заявкам здесь также проводят мастер-классы, участники которых могут сами попробовать изготовить черненое изделие. Одновременно с этим экскурсантам рассказывают о самых интересных страницах истории промысла.

Изделия «Северной черни»

Одно из первых сохранившихся документальных упоминаний о великоустюгской черни относится к 1683 году, хотя само черневое дело пришло на Русь из Византии более 1000 лет назад. Великий Устюг, расположенный в месте слияния двух крупных рек – Сухоны и Юга, в свое время был крупным торговым центром, соединяющим Восток с Западом, а значит, благоприятным местом и для развития различных ремесел. В XVIII веке черневое ремесло в Устюге достигло своего расцвета, в XIX веке в силу исторических, политических и экономических причин пришло в упадок и возродилось только в XX веке. Заслуга в этом принадлежит последнему на тот момент оставшемуся потомственному мастеру черневого промысла – Михаилу Павловичу Чиркову. Искусству чернения его обучил дед, который, как говорят, даже был вхож в царскую семью. При Чиркове в Великом Устюге в 1929 году создается кооперативная артель «Северная чернь», позже преобразованная в фабрику, а затем – в завод с таким же названием.

Здание завода «Северная чернь»

В чем уникальность «Северной черни»? Прежде всего – в составе и пропорциях элементов, входящих в состав черневого сплава, который наносится на серебро. Известно, что сплав этот – смесь сульфидов серебра, меди и свинца. Но пропорции этих компонентов и температурный режим, при котором их варят, являются главным секретом мастеров, который они не раскрывают. Говорят, китайцы, очень интересующиеся устюжской чернью, до сих пор не могут подобрать ни нужную пропорцию, ни температуру. Сейчас секрет черневого сплава принадлежит заводу «Северная чернь», а владеют этим секретом только два чернильщика, связанные договорами о неразглашении тайны. Они никуда не ездят вдвоем и в отпуск ходят по очереди – это делается, чтобы секрет не был утрачен в случае, если с одним из них что-то случится. Для подстраховки у каждого из них есть по ученику, которые впоследствии переймут тайну изготовления северной черни.

Изделия «Северной черни»

В 1920-е секрет чернения знал только Михаил Чирков. В их семье эти знания передавались от отца к сыну, но сыновья Михаила Павловича не захотели заниматься ремеслом и вынудили отца дважды нарушить вековые традиции. Во-первых, секрет был передан не родственнику, а во-вторых, не мужчине: Чирков передал его одной из своих учениц.

Примерно в это же время, как была создана артель, в Устюг возвращается выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, ученик известного художника-графика Василия Матэ  Евстафий Павлович Шильниковский. Он становится художественным руководителем артели, и при нем великоустюгское искусство чернения по серебру достигает наивысшего расцвета. 

Памятник Евстафию Шильниковскому в Великом Устюге

Изготовленный Шильниковским столовый набор с рисунками по мотивам стихов и сказок Пушкина принес «Северной черни» Большую Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. В демонстрационном зале завода можно увидеть и этот легендарный набор, и подлинники других изделий, прославивших промысел, а также посмотреть на эксклюзивные серебряные произведения современного ювелирного искусства.

Столовый набор с рисунками по сказкам Пушкина – обладатель Золотой медали всемирной выставки

Любое изделие «Северной черни» – шедевр. Его замысел рождается в воображении художника и с графической точностью прорисовывается на бумаге. Сейчас на «Северной черни» работают три художника, все они являются членами Союза художников России.

Изделия «Северной черни»

Когда эскиз готов, встает вопрос материала, из которого изготавливаются изделия. Металл – серебро – покупают на Урале, оно приходит на завод в гранулах 999 пробы. Это очень мягкое серебро, неприемлемое для работы, поэтому в специальной печи к нему добавляют традиционные компоненты и доводят до 925 пробы. Переплавленный металл выходит в виде слитков по 2,5 кг. Их фальцуют – «плющат», пропуская через огромные цилиндры, и в итоге получается серебряное полотно. Чтобы представить, как это происходит, экскурсовод завода просит вспомнить советские стиральные машины, где сверху были приспособлены валики для отжима белья. 

Начало работы над серебряным изделием 

Изделия из черни могут быть двух видов – плоские (ложки, вилки, браслеты, серьги) либо объемные (кувшины, графины, кубки, кружки). Нам показали, как из серебряного полотна вырезают прямоугольник – будущую вилку или лопатку. Рассказали и как делают объемные предметы: для этого из серебряного полотна вырезают уже не прямоугольники, а диски разных диаметров и толщины. Диск закрепляют к токарному станку, он начинает вращаться, а мастер с помощью специального инструмента – давильника – помогает серебру принять форму лекала. Это единственный механизированный этап в производстве изделий из черни. Остальной процесс – 85% – это ручная работа. Потому и стоят изделия из северной черни недешево.

Изделия из северной черни – ручная работа, а потому недешевы

Нам показали весь процесс производства изделия из черни на примере серебряного бокала. Сначала будущий бокал напоминает конструктор: берутся 4 части (чашка, основание, ножка и соединительное колечко) – и, как и 300 лет назад, спаиваются. 

Будущий бокал состоит из 4 спаянных частей

Паяют вручную, на газовой горелке. Раньше вместо газовой горелки использовался чайник, наполненный керосином, в который был вставлен фитиль: на такой конструкции непросто было сделать ювелирную работу!

На таком устройстве раньше паяли ювелирные изделия из черни

Спаянный бокал идет на следующий участок – гравировку. Как на серебряное изделие вручную наносится рисунок, нам показала мастер-гравер Анастасия.

Почти всем профессиям работники «Северной черни» обучаются прямо тут же, на заводе. Только здесь можно стать гравёром или чернильщиком. Новый работник прикрепляется к мастеру, и тот обучает его в течение 7 месяцев. Анастасия рассказала, что для начинающего гравера не обязательно иметь какое-то базовое художественное образование. Главное условие для поступления на работу – идеальное зрение. Со временем у всех мастеров зрение неизбежно падает: сказывается работа с блестящим серебром.

Мастер Анастасия объясняет, как на изделие наносится гравировка

Гравировке начинают учить на медных пластинках: сначала элементы попроще (палочки, листики), затем – посложнее (узоры). Примерно через 2–3 месяца ученика переводят на работу с серебром, а по истечении 7 месяцев присваивают разряд: от 3-го до 5-го. Работники 3-го разряда делают более простые изделия – ложки, вилки, различные украшения; 4-й разряд занимается, в основном, объемной посудой – это бокалы, кувшины, ручки. 5-й разряд может изготавливать иконы, которые считаются одними из самых сложных изделий, и другие тематические вещи. А еще существует экспериментальный цех, где работают асы – они делают эксклюзивные изделия на заказ. К примеру, приз-маску для победителей театрального фестиваля «Голоса истории».

Приз победителю фестиваля «Голоса истории» из северной черни

При вырезании рисунка на изделии все серебряные крошки тщательно собираются. С этим на предприятии строго: изделие взвешивается, когда его выдают мастеру для гравировки, и когда он сдает его обратно с рисунком. По окончании рабочего месяца все серебро сдается на учет, а мастерам ставятся оценки.

Изделия «Северной черни»

После гравировки изделие попадает на участок, который дал название всему промыслу, – чернение. То, что на экскурсии в демонстрационном зале показать вживую невозможно, показывают в фильме, где в какие-нибудь 10 минут уложен весь процесс создания изделия в технике северной черни. Здесь видно, как защищают глиной участки изделия, которые не подлежат чернению, как чернильщик наносит разогретую кашицу черневого сплава, вращает изделие на газовой горелке, и чернь заполняет все прочерченные бороздки рисунка, схватываясь с основным металлом. При этом важно не перекалить изделие, не перечеркнуть работу всех предыдущих мастеров. Затем с помощью наждачной бумаги убираются излишки черни – и тоже: виртуозная ручная работа! – надо интуитивно чувствовать,  под каким наклоном, с каким нажимом убирать излишки, чтобы не убрать лишнего и не испортить рисунок. Последний этап – полировка, на нем, в основном, работают женщины: готовое изделие здесь доводится до зеркального блеска.

Эволюция бокала из северной черни

Коллектив завода – более трехсот человек, из них на производстве работает 200. На предприятии строгий пропускной режим. Поэтому тем, кто хочет побывать в демонстрационном зале завода, заявки на посещение нужно оставлять заранее.

Благодарим за экскурсию сотрудника отдела маркетинга завода «Северная чернь» Елену Попову

Демонстрационный зал ЗАО «Северная чернь»
sevchern.ru

Вологодская область, г. Великий Устюг, ул. А. Угловского, 1.

Заявки на экскурсии и мастер-классы принимаются  по телефону 8-921-125-03-70 и по e-mail: muzeum@sevchern.ru.