12+
Версия для слабовидящих

Великий Устюг

Музей древнерусского искусства

Музей древнерусского искусства

Музей древнерусского искусства располагается в одной из самых древних церквей Великого Устюга – церкви Вознесения. Она существовала еще в XIII веке, правда, тогда была деревянной.

Церковь Вознесения

Под спудом церкви Вознесения похоронены почитаемые устюжские святые – праведные Иоанн и Мария. Их жизненная история более удивительна. Иоанн, живший в Устюге в XIII веке, был когда-то татарским баскаком по имени Буга (или Багуй). Он собирал дань и сильно притеснял устюжан. За неуплату податей Буга силой забрал дочь у «некоего христианина». Когда народ, возмущенный дерзким поступком, собрался на вече и Буге грозила опасность, девушка посоветовала ему принять христианство и повиниться перед устюжанами в былых злодеяниях. Приняв крещение с именем Иоанн и женившись на девушке, Буга своим благочестием и добрыми делами приобрел всеобщую любовь сограждан.

Музей древнерусского искусства

Деревянная церковь Вознесения не раз пострадала от пожара, пока в 1648 году купец Никифор Ревякин не выстроил на этом месте каменный храм.

Летний храм церкви Вознесения

Никифор Ревякин был богатейшим устюжским купцом, членом гостиной сотни, составившим себе состояние на добыче «мягкого золота» (ценной сибирской пушнины). Заниматься этим было выгодно, но очень рискованно. Ревякину везло – доходы его от продажи пушнины были колоссальные. Немалую часть доходов он тратил на постройку храмов в Устюге: на его деньги были построены 4 каменных храма. Помимо самой постройки он выделял деньги на возведение иконостасов, содержание храмов и на покупку церковной утвари. Устройство такого иконостаса, как в церкви Вознесения, обошлось Ревякину в 700-800 рублей (для сравнения: за 120 рублей в то время можно было построить целую деревянную церковь). За свои богоугодные дела Никифор Ревякин был похоронен на территории Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге.

Музей древнерусского искусства

Церковь Вознесения построена в стиле московского узорочья и совершенно не похожа на остальные устюжские храмы. Внешним видом она напоминает пряничный домик или резную шкатулку: наружные стены сплошь покрыты архитектурным узором, который на разных фасадах не повторяется. Легко представить реакцию устюжан, пораженных такой необыкновенной красотой.

Музей древнерусского искусства

Церковь Вознесения представляет собой редкий памятник, в котором в такой полноте сохранился храмовый комплекс XVII–XVIII веков, отличающийся целостностью своего интерьера. Здесь сохранилось 6 (!) иконостасов XVIII века с иконами устюжской работы, настенная живопись рубежа XVIII–XIX веков. Сейчас в церкви Вознесения располагается Музей древнерусского искусства, где можно познакомиться с памятниками устюжской иконописи XV–XVII веков, увидеть произведения строгановского лицевого шитья, рукописные и старопечатные книги из библиотек устюжских монастырей и церквей.

Особенность церкви Вознесения в том, что она многопрестольная. Под ее сводами собрано шесть приделов – шесть отдельных церквей. Самая большая – летняя церковь. Высота ее 23 метра, и отопить ее зимой было невозможно, поэтому службы здесь проводились только летом. Главное украшение этого храма – пятиярусный резной золоченый иконостас (1740-е годы), один из ранних барочных иконостасов, которые сохранились в Устюге.

Летний храм церкви Вознесения

На втором этаже храма – небольшая домовая церковь, где молился сам Ревякин со своей семьей. Здесь тоже сохранился иконостас, датируемый 1780-ми годами. Он гораздо проще, чем в летней церкви, обычной столярной работы, но органично вписывается в интерьер этого небольшого придела. Иконы второго яруса перенесены из более раннего иконостаса, пострадавшего при пожаре. Изюминкой этого придела являются необычные кованые решетки на окнах. Они созданы устюжскими кузнецами в середине XVII века и представляют собой настоящие ребусы, разгадать которые предлагают посетителям музея. Впрочем, вряд ли обычный гость музея сможет расшифровать в кованых элементах решетки дату постройки церкви: «лето 7156» (от сотворения мира). Ведь цифр здесь нет, так как до начала XVIII века цифры в русской письменности обозначались буквами. Экскурсоводы утверждают, что современные кузнецы приходят в восторг от фантазии и мастерства своих предшественников.

Здесь зашифрована дата сотворения мира

Еще один придел церкви Вознесения – зимняя Воскресенская церковь. В ее иконостасе (20-е годы XVIII века), до предела высоком и повторяющем форму свода, сохранились иконы, написанные одним из лучших устюжских изографов этого периода – потомственным иконописцем Стефаном Соколовым: «Богоматерь Одигитрия» (1718 г.) и «Воскресение Христово» (1719 г.). Стены и своды храма расписаны в новой, реалистической манере. Некоторая мрачность и как будто закопченность сводов – это живописная обманка, попытка искусственно состарить храм. В этом приделе немало и других обманок и хитростей, как живописных, так и акустических. О них вам подробно расскажут экскурсоводы музея.

Музей древнерусского искусства

В бывшей трапезной Воскресенской церкви можно увидеть редкую для православной традиции деревянную скульптуру. Приковывает взгляд Пьета («Оплакивание Христа») – скульптурная композиция, изображающая момент прощания Богоматери с телом Сына, только что снятого с креста. Скульптуру устюжский мастер выполнил целиком из огромного ствола, под складками платья Богородицы завуалировал корни дерева, только руки и лики вырезались отдельно.

Музей древнерусского искусства

Еще один придел церкви Вознесения – небольшая по размеру церковь, освященная в честь царевича Димитрия, находящаяся в основании колокольни. С момента постройки храма в XVII веке этот придел почти не изменился. Все потому, что им редко пользовались, ведь у него было особое назначение, о котором вы узнаете во время экскурсии.

Церковь Вознесения

Второй этаж церкви Вознесения больше похож непосредственно на музей. Помещение двух приделов и трапезной было оборудовано под Музей древнерусского искусства на средства гранта компании «Северсталь». Здесь представлены наиболее ценные предметы музейной коллекции.

С чудотворной иконой «Богоматерь Одигитрия Смоленская» (XVI век) связывают множество чудес и исцелений. Перед этой иконой молился Петр I, когда приезжал в Устюг.

Икона Богоматерь Одигитрия Смоленская

Царские врата из Михайло-Архангельского монастыря (XVII век) кованые, но при этом удивительно ажурные, представляют собой настоящую ювелирную работу. Створки врат сверху покрыты тонким металлическим оловянным кружевом со слюдой, которая поблескивает и искрится, создавая эффект мерцания. Как уверяют экскурсоводы, такие врата сохранились только в Великом Устюге и Сольвычегодске.

Музей древнерусского искусства 

Походный складень-киот, с которым устюжское ополчение ходило в военные походы, служил для молитвы в поле, в дороге, перед битвой. Складень очень почитался и постепенно украшался чеканными окладами и венцами, серебряными накладками с позолотой и гравировкой.

Складень-киот «Святитель Николай Чудотворец в житии»

Высокой художественной ценностью обладает самое раннее по времени создания произведение музея – плащаница «Положение во гроб» второй половины ХV века.

Плащаница «Положение во гроб», ХV век

В Музее древнерусского искусства вам расскажут интересную версию о том, что устюжский святой, первый Христа ради юродивый Прокопий Праведный является родоначальником российской династии Романовых. До принятия православия он был прусским купцом по имени Гланда Камбила, приехавшим в русские земли вместе с сыном, скрываясь от преследований Тевтонского ордена. Здесь Гланда крестился с именем Иван, а его сын получил прозвище Кобыла. Впоследствии Иван ушел в монастырь с именем Прокопий, затем поселился в Устюге, прожил в юродстве 60 лет, а после смерти был причислен к лику православных святых. Как уверяют в музее (и эта версия поддерживается некоторыми российскими историками), Гланда Камбила и Прокопий Праведный – одно и то же лицо, а его сын – Андрей Кобыла – первый достоверно известный предок Романовых.

Родовое древо, согласно которому род Романовых восходит к Прокопию Праведному

Летописание в Устюге ведется с XIII века, и таким количеством сохранившихся летописных источников может похвастаться редкий русский город. Устюжские летописи освещали не только местные, но и общерусские события; ими пользовался Николай Карамзин при написании своей «Истории государства Российского».

Музей древнерусского искусства

В Музее древнерусского искусства оформлен интерактивный «Уголок иконописца». На мастер-классе вам расскажут, как готовилась доска под икону, как наносились на нее контуры будущего изображения, какие краски и инструменты использовали русские мастера иконописи. Можно будет и самим почувствовать себя иконописцем. Конечно, изобразить лики не доверят: этим на Руси всегда занимались иконописцы-личники. А вот приобрести навыки тёрщика красок, поработать над роскрышью иконы, нарисовать коня или орнамент по прорисям сможет каждый. Мастер-классы «В иконописной мастерской», которые появились в музее больше 10 лет назад, пользуются неизменной популярностью у юных устюжан и гостей города.

Уголок иконописца

Благодарим за экскурсию научного сотрудника художественного отдела Великоустюгского музея-заповедника Ольгу Зубову


Музей древнерусского искусства
ustyug-museum.ru

Вологодская область, г. Великий Устюг, Советский проспект, 84. Тел. 8 (81738) 2-35-76.

Режим работы: с 10 до 18 часов, обед с 13 до 14 часов (касса прекращает работу в 17 часов).

Выходные дни: пн, вт/вс (чередуются). В период новогодних каникул режим работы может меняться.

Заявки на экскурсии и интерактивные занятия принимаются по указанному телефону и по электронной почте ustyug.museum@mail.ru.