Эта история хорошо знакома людям православным. Ксения Петербуржская – одна из самых почитаемых святых. По словам постановщика спектакля Валерия Фокина, перед началом работы в 2009 году ему пришлось даже выслушать упрёки и предостережения: театр и святость – вещи несовместные. И, опять же по его словам, в Санкт-Петербурге священнослужители не гнушаются приходить на этот спектакль.

Перенося спектакль из сценической коробки на открытую площадку, любой театр рискует: теряется поддержка привычных декораций (в Кремле они выглядели бы нарочитыми на фоне исторических зданий и стен), актёры рискуют быть неуслышанными (звук здесь улетает выше, чем в закрытом пространстве), режиссёр в короткие сроки должен изменить мизансцены). Александринка с успехом справилась со всеми трудностями. Ну, а когда театр смело идёт на эксперимент, риск окупается с лихвой.

Сюжет спектакля – это цепь встреч главной героини. Причём это не только встречи с современниками – пьяными мастеровыми, развратным священником и его будто бы богомольным окружением, слепым и безногим инвалидами, другими. Одной из ключевых сцен является встреча Ксении с любовницей её мужа. Две судьбы, которые стали зависимы от одного человека: Ксения и Катя. Ксения после смерти мужа посвятила свою жизнь любви к нему, распространяя её благотворное действие на всех людей. Катя спилась, сосредоточившись на своём горе, живя прошлым. Ксения, вопреки житейским представлениям об отношениях соперниц, старается убедить Катю не только хранить свою любовь, но и распространять её на всех окружающих. Только тогда земная жизнь будет прожита не зря. Эта убеждённость Ксении, что только любовь может помочь людям, распространяется на всех, с кем она встречается и в реальной жизни, и в загробной.

Является Ксения и тем, кто в 30-е годы стоял в очереди в Крестах, чтобы сделать передачу безвинно арестованным, и современным паломникам. Впрочем, современные-то паломники её как раз не замечают. Суетливо посещая святые места, они лишь привычно исполняют церковные обычаи: купить и поставить свечки, отдать записки за поминовение или во здравие, торопятся в церковную лавку купить иконку с изображением святой. Рядом под современный шлягер проносятся велосипедисты и мотоциклист. Сосредоточиться на вечном в такой обстановке может только глубоко верующий человек или открытый для общения с высоким. Впрочем, и среди современников был один – только один! – человек, который заметил Ксению: девочка-подросток, которую ещё не тронула суетность жизни, а остаётся доступным восприятие божественного.

В этом году сцена в Консисторском дворике Кремля поменяла местоположение. Теперь зрители входят через Святые ворота. Они же являются правой кулисой. Контрфорс Безымянного корпуса стал заметной частью постановки Александринского театра. Для исполнительницы главной роли среди каменных стен деревянная обшивка – это единственное место, где можно подпитаться божественной силой.

И о погоде. Не знаю, был ли в первый вечер показа спектакля Александринского театра достигнут минимальный уровень уличной температуры для 24 июня, но погода… нет, не преподнесла сюрприз, но заставила зрителей пройти испытания холодом. Тем самым она стала как бы ещё одним действующим лицом спектакля о человеческой стойкости. К чести зрителей ни один не ушёл, испугавшись непогоды. И это свидетельство не столько метеоустойчивости вологжан, но и убедительности театра, который силой искусства сумел заставить зрителей забыть о преходящих житейских трудностях.

Теги: Голоса истории
Алексей Сальников, фото Ирины Сорокиной

Новости по теме