По его проектам обретали объемы и величие сельские и городские церкви, строился деревянный Красный мост и достраивался Соборный. Владимир Шильдкнехт работал в нескольких губерниях, но лучшие свои творения оставил Вологодской.

Содержание

Путь из Костромы в Вологду 
«Для большей красоты в церкви»
Падающая колокольня и ремонт длиной в 30 лет
Орден, вологодские объекты Владимира Шильдкнехта и переезд в столицу

Путь из Костромы в Вологду

Родился будущий архитектор в 1836 году в Костроме. Немецкая фамилия Шильдкнехт занесена в 3-ю часть дворянской Родословной книги Костромской губернии – это значит, потомственное дворянство Шильдкнехты получили, проявив себя на государственной службе.

Владимир Николаевич вел себя достойно предков. После окончания в 1859 году Санкт-Петербургского Строительного училища он медленно, но уверенно продвигался по карьерной лестнице. Выпускник начал с должности помощника архитектора в Костромской строительной и дорожной комиссии. В 1867 году специалиста назначили младшим архитектором в Вятской губернии, а через год он уже вологодский губернский архитектор.

На новой службе костромич отличался прилежным исполнением своих обязанностей – подтверждение тому – орден Св. Станислава 2 степени. Владимир Николаевич зарекомендовал себя и как способный управленец: руководил 1-м и 2-м отделениями губернского правления и губернской типографией.

В феврале 1874 Владимира Шильдкнехта повысили до губернского инженера. В этом же году он женился второй раз: на купеческой дочери Екатерине Логиновой.

Своего имения у Владимира Николаевича не было, доход ему приносила лишь служба: жалование 700 рублей и еще 700 рублей – «столовые деньги». Жилье тогда сдавали, в том числе «со столом» – то есть в аренду входило и питание. От «подработок» архитектор не отказывался. С ноября 1870 года он, как техник, инспектирует здания богаделен, больниц и других богоугодных заведений, подконтрольных губернской земской управе, наблюдает за ходом строительных и ремонтных работ. За эти «технические занятия» полагалось вознаграждение 600 рублей в год.

При этом Владимир Николаевич не скупился делать пожертвования в пользу благотворительного общества и детского приюта в Вологде.

Архитектор фактически работал на две управы: еще в качестве техника его привлекала Вологодская уездная управа, занимавшаяся хозяйственной и культурной жизнью уездов. Последняя – требовала от губернского инженера частых выездов на объекты, и в 1874 он попросил его освободить от работы на два фронта. Трудиться на уездную управу он был согласен только в специально отведенное для него время и с платой за каждое поручение. К тому же, как стало тогда известно архитектору, уездная управа уже наняла своего техника, но тот еще не прибыл на службу.

А у Владимира Николаевича «горел» важный проект в губернской столице. К торгам 16 февраля 1874 года губернскому инженеру нужно было завершить план и смету на сооружение Красного моста через реку Вологду. 9 февраля он пишет, что точно успеет. Также по его проекту планировалось увеличить на аршин (71 см) высоту Соборного моста и его подкосов. 

Оба моста построены из дерева, с подъемными устройствами в среднем пролете для пропуска судов. Известно, что изначально Красный мост (он же Зосимовский) был построен по проекту инженера Мрачковского и торжественно открыт в 1846 году. Но сооружение сгорело летом 1868 года, а на его месте был наведен временный «пловучий мост». Новый Красный мост, по смете Шильдкнехта, должен был обойтись казне в 11 847 рублей. Общая длина моста составляла около 123 метров. Красный мост оставался деревянным вплоть до 1971 года. За это время сооружение неоднократно перестраивалось.

«Для большей красоты в церкви»

Не успев выдохнуть, Владимир Шильдкнехт предложил свои услуги Вологодской епархии. Так или иначе, проекты церквей приходили на утверждение в строительное отделение губернского правления – основное место работы губернского инженера. И часто эти чертежи «заворачивали», так как составляли их далекие от архитектуры люди, иногда – местные крестьяне.

Владимир Николаевич хотел взять составление проектов на себя и приглашал заказчиков на дом. Губернский инженер снимал жилье в доме госпожи Пушкаревой на углу улиц Дворянской (Октябрьская) и Санкт-Петербургской (Ленинградская). Дом не сохранился.

Но руководство епархии не спешило соглашаться на предложение Шильдкнехта. Вакансию епархиального архитектора сначала приберегали для Павла Иностранцева. На тот момент он занимал пост губернского архитектора, а до приезда в Вологду служил таковым в Новгородской и Астраханской губерниях. За 18 лет под его наблюдением построили восемь церквей. За службу в епархии жалования Павел Иванович не требовал – лишь плату за составление проектов. Но, не проработав на этой должности и года, господин Иностранцев попросил об увольнении, так как не мог исполнять свои обязанности «по независящим от него причинам».

Просто так, его, однако, не отпустили, и через губернское правление потребовали завершить начатые дела: проект на строительство Георгиевской Кобыльской церкви Устюжского уезда (село Косково Кичменгско-Городецкого округа) и проект на расширение Николаевской Пушемской церкви Никольского уезда (Подосиновский район, Кировской области).

После увольнения настоятелям монастырей и церквей разъяснили, чтобы обращались к другим архитекторам, «которые ценят свои услуги дешевле господина Иностранцева». И тут уже за дело взялся Владимир Шильдкнехт.

В 1876 году он составил проект теплого одноэтажного храма Дмитрия Солунского с колокольней в Кичменгском Благовещенском приходе Никольского уезда. Существующая с 1804 года церковь не соответствовала «народонаселению прихода» (2322 души) – ее хотели расширить. Также церковный попечительский совет просил «для большей красоты в церкви и чтобы самое богослужение было более торжественно и производило большее впечатление на молящихся лучше устроить солею, соразмерную высоте внутри здания». То есть под стать масштабам храма просили удлинить и возвышение перед иконостасом, на которое выходит священник и диаконы во время службы. Работы вместе с внутренним устройством были завершены в 1905 году. 

Падающая колокольня и ремонт длиной в 30 лет

С той же проблемой в 1876 году в Вологодскую духовную консисторию обращаются прихожане и священнослужители Варженской Иоанно-Богословской церкви Устюжского уезда в селе Нижняя Варжа (Усть-Алексеевское сельское поселение Великоустюгского округа). Имеющийся храм был построен в XVIII веке на месте сгоревшего деревянного «в малом объеме». В малом для нынешнего прихода, ведь количество приписанных к церкви с 1356 человек в 1788 году выросло до 2948 человек в 1868 году.

На собрании попечительского совета решили: существующий храм разобрать, а на его месте построить двухэтажный с тремя приделами на первом и втором этажах: средний – во имя Иоанна Богослова, правый – в честь праздника Благовещения, левый – в честь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Все это на средства прихода.Однако в Вологодской духовной консистории («администрация епархии») посчитали проект слишком масштабным. 

В журнале консистории осталось поручение: «объяснить всю тягость и единовременность расходов по сооружению двухэтажного храма, с напрасною затратою материалов почти в двойном количестве, при совершенном излишестве шести престолов».

В конце концов, настоятель, причт, староста и прихожане согласились на одноэтажный храм по проекту, составленному губернским инженером Шильдкнехтом. Но просили расширить здание и связать теплый и холодный храмы, чтобы избежать лишних трат на отопление, при этом теплый храм – увеличить в длину и высоту и устроить там три престола.

Владимир Николаевич попросил выслать ему старый проект церкви для «соображений» по-новому. Однако старого проекта не нашли, «и был ли когда оный при церкви неизвестно». Вместо этого предложили план здания, выполненный с натуры учителем рисования и городовым архитектором Великого Устюга по совместительству – Аполлоном Авринским. На основе его труда Владимир Шильдкнехт выполняет проект и предписывает вести работы под руководством техника (человека со строительным образованием). За проект архитектор получает 75 рублей (в «расценнике», который сам Владимир Николаевич составил для епархии, цена за проект церкви варьировалась от 50 до 100 рублей, а за колокольню – от 25 до 35 рублей).

Но вскоре возникли непредвиденные обстоятельства. Когда строители начали копать борозды для укрепления фундамента, рядом стоявшая колокольня пошла трещинами и угрожала «немедленным падением». «В виде конфорсу» (контрфорс – наружная опора строения) ее поддерживала ветхая сторожка.

По итогам освидетельствования каменная колокольня была обречена на слом. Проект новой составил в 1882 году Владимир Шильдкнехт. В пояснительной записке архитектор дал ряд рекомендаций. В частности, для укрепления грунта советовал забить под углы колокольни сваи в шахматном порядке.

В 1879 году возведен и освящен теплый придел во имя Иоанна Богослова. Строение признали безопасным и благонадежным. А в 1880 году освятили теплый придел во имя Афанасия и Кирилла Александрийских.

К 1886 году построен до сводов холодный храм, но далее требовалось освидетельствование архитектором. И тут бы самое время выехать на место Владимиру Шильдкнехту для ведения авторского надзора, но его кандидатуру не поддерживают, так как «расходов на принятие Губернского архитектора для осмотра вновь устроенного холодного каменного храма, простирающихся до 3000 рублей, наша церковь на свой счет принять не может». Учитывая, что его предшественник Александр Иваницкий за проект и надзор за работами на колокольне главного собора города получил 400 рублей, то рискнем предположить: большую часть этих 3000 составляла не плата за сами услуги.

Кто же тогда? Градский архитектор Устюга Аполлон Авринский – человек занятой. В итоге, выбрали находящегося в тот момент в командировке в Устюжском уезде архитектора Федорова.

Строительство растянулось более чем на 30 лет: в 1900 году торжественно отпраздновали освящение главного престола во имя Иоанна Богослова в холодном храме. А в 1910 году достроили и колокольню. При церкви действовала приходская школа.

Спустя 20 лет храм закрыли и разграбили, а колокольню разобрали на кирпич. Во время Великой Отечественной войны и после в церкви хранили зерно, держали телят. Сегодня село Нижняя Варжа заброшено. Сведения об истории Варженской Иоанно-Богословской церкви собирают и хранят сотрудники Усть-Алексеевской библиотеки.

К счастью, Владимир Николаевич, не застал печального зрелища запустения. В его время церковь была настолько важна для прихожан, что они потратили на нее в общей сложности до 80 тысяч рублей и лично трудились на ее строительстве.

По заказу Вологодской консистории Владимир Николаевич составил проекты перестройки церквей и колоколен в Грязовецком, Кадниковском, Тотемском и Лальском уездах.

Орден, вологодские объекты Владимира Шильдкнехта и переезд в столицу

В 1878 году император подписал постановление о награждении архитектора орденом Святой Анны 2 степени. Владимиру Николаевичу 42 года. За 19 лет службы в 28-дневный отпуск он уходил два раза (оба еще до переезда в Вологду), и то на работу являлся раньше срока. Впрочем, многие чиновники того времени вообще довольствовались церковными праздниками и не приёмными днями в качестве выходных. Отпуск же «испрашивали» у начальства в крайних случаях: чтобы поправить здоровье или по семейным обстоятельствам.

Владимир Шильдкнехт продолжил свои труды и наиболее ярко проявил талант в Вологде. В 1879 году по его проекту вместо существующей низкой, мрачной и сырой Лазаревской кладбищенской церкви начинают строить новую с колокольней. А в 1880 году по его чертежам возникают новые каменные въездные ворота при этой же церкви. Церковь и ворота дошли до наших дней в первозданном виде. .

Также по проекту Владимира Николаевича перестроена в 1880 году колокольня Горне-Успенского монастыря в Вологде. Прежняя звонница «тяжестью своей разрушающе действовала на храм». Новая шатровая двухъярусная колокольня сохранилась до наших дней в отличие от своей предшественницы XVII века. Нелестно о «новоделе» отзывался искусствовед Георгий Лукомский. Он относил ее к новому русскому стилю и считал, что «поздняя пристройка особенно портит вид храма».

В 1886 году господина Шильдкнехта перевели в столицу – в строительную комиссию Министерства внутренних дел. Под конец жизни он вернулся на малую родину, в Кострому, и занял почетную должность уездного предводителя дворянства. Умер архитектор 10 февраля 1904 года. Похоронили его на территории Богоявленского монастыря в Костроме рядом с женой Екатериной Константиновной.

В следующем выпуске информационного проекта «Имя зодчего», приуроченного к 80-летию Вологодского союза архитекторов, расскажем о Павле Иностранцеве.

При подготовке статьи использованы материалы:

Вологодские губернские ведомости. 1874, №7, с. 1

Вологодские епархиальные ведомости. 1879, №24, с. 359; 1880, №23, с. 348.

Вологодский музей-заповедник. В этом году исполняется 185 лет со дня рождения губернского архитектора Владимира Николаевича Шильдкнехта.

Воронин И. Б. Этюды по вологдоведению.

ГАВО Фонд 18 опись 1 дело 1948, Фонд 496 опись 1 дело 14883, 15097

Минаев А.Л. Вологодские губернские архитекторы конца XVIII – начала XX вв.// Известия ВОИСК. Вып.14. – Вологда, 2005.

Петухова А. Наука об отпуске. https://www.kommersant.ru/doc/4909954

Сайт ОКН Вологды

Сайт Православные приходы и монастыри Севера

Соколов В. И. Вологда: история строительства и благоустройства города. – Вологда, 1977.

Усть-Алексеевская сельская библиотека. Когда-то здесь звучали колокола.

Фехнер М.В. Вологда. М., 1958.

Теги: имя зодчего, архитектура
Алина Махлина

Новости по теме