Конкурсную программу XVI Международного театрального фестиваля «Голоса истории» в 2024 году открыл спектакль «Борис Годунов» Вологодского театра юного зрителя в постановке народного артиста России Бориса Гранатова. В год 225-летия Александра Пушкина театр выбрал для постановки именно его легендарную пьесу, но подошел к ее сценическому воплощению не с классической точки зрения.
В Консисторском дворе Вологодского кремля состоялся первый показ спектакля, что было особенно волнительно и для артистов, и для постановщиков. Репетировать последние два дня приходилось под дождем, но в день премьеры погода благоволила артистам.
В пьесе Пушкина нашли отражение события периода царствования Бориса Годунова (1598-1605 годы) и вторжение Лжедмитрия I: за чудом спасшегося царевича Дмитрия себя выдавал беглый монах Григорий Отрепьев. Однако Вологодский ТЮЗ пошел по пути эксперимента и создал в спектакле свой мир вне конкретной эпохи.
На сцене народ машет бумажными флажками в поддержку нового царя, а Гришка Отрепьев (Андрей Камендов) носит кожанку и говорит по-английски. Надменная Марина Мнишек (Анастасия Латкина) выходит в обтягивающем красном платье с высоким разрезом и исполняет на польском языке народную итальянскую песню Bella ciao («Прощай, красавица»), которую во время Второй мировой войны пели участники движения Сопротивления. Как знамя поднимают полячку на руках музыканты. Сама героиня хочет быть той красавицей, которая вдохновляет на великие дела и ратные подвиги. Любовные признания она готова слушать только при условии, что ее избранник завоюет русский престол и сделает ее московской царицей.
Борис Годунов (заслуженный артист России Эдуард Аблавацкий) и бояре по внешнему виду чуть ближе к героями пушкинской эпохи и носят подбитые мехом шинели. В противоположность им народ ходит в неприметных серых ватниках, сливаясь в безликую массу, которая в умелых руках становится одной из движущих сил истории. Гротескность образа «народа», который по подсказке суфлера то выкрикивает Бориса на царство, то призывает «вязать, топить Борисова щенка», а то безмолвствует, – усилена его внешним видом и манерой передвижения: кучной толпой, сгорбясь, втянув головы в плечи.
Декорации минималистичны, но концептуальны – пара железных бочек, и полусфера в центре сцены, которая имеет множество смыслов и функций.
«Глядя на эту конструкцию, вы можете представить полуразрушенную эстраду в парке. Спектакль был задуман как репетиция. Есть человек (его роль исполняет заслуженный артист России Всеволод Чубенко), который ведет эту репетицию и подсказывает, вставляет свои реплики. Вот пришли актеры и репетируют на этой эстраде в парке. Ассоциации могут быть разные. Кто-то увидит клетку, полуразрушенный купол собора. Но еще один важный образ – это символ власти, шапка Мономаха. События происходят вокруг и внутри этой шапки», – рассказал художник-постановщик Степан Зограбян.
«Человек, ведущий репетицию» в самом начале пытается определить и жанр будущего действа: то ли комедия (как было указано в первоначальном варианте пьесы у Пушкина), то ли трагедия – и так и не решает это до конца, оставляя вопрос дефиниции зрителю. Соответственно, такое «промежуточное» состояние оправдывает, с одной стороны, общую ироничную тональность действа, с другой – некоторые подлинно драматические эпизоды и сюжетные линии постановки. Как, например, появление призрака царевича Димитрия – ребенка-ангела, который проходит через всё пространство сцены, съезжает с импровизированной горки, являя образец детской непосредственности. Или сцены с наследником Бориса Годунова – царевичем Федором, который увлечен географией и которому, в отличие от Отрепьева, не нужен русский престол. Да и сам Отрепьев предстает фигурой драматичной – особенно в момент признания Марине в том, что он – беглый монах-черноризец, признания, продиктованного надеждой, что она может любить его как человека, а не как потенциального российского самодержца.
Режиссер и художественный руководитель театра, народный артист России Борис Гранатов несколько сократил пьесу Пушкина, убрав некоторые сцены, и постарался максимально приблизить текст к современному зрителю.
«Ставить спектакль по произведению Александра Пушкина в юбилейный год со дня рождения поэта – это знак. Проблемы борьбы за власть и муки совести. Вот самое главное, что хотелось бы, чтобы было увидено, услышано в спектакле», – отмечает Борис Гранатов.
Как единогласно отметили члены жюри конкурсной программы фестиваля во главе с народным артистом России Валерием Бариновым, к трактовке пьесы «Борис Годунов» Вологодским ТЮЗом можно отнестись по-разному, но очевидно одно: спектакль получился совершенно не скучным. «Я видела множество постановок этой пушкинской пьесы, – отметила на обсуждении театровед, театральный критик, заслуженный работник культуры республики Башкортостан, член редакционного совета журнала «Современная драматургия», главный редактор газеты «Вахтанговец» Валентина Федорова. – И могу сказать: большинство из них были безумно скучными. Не зря «Годунов» из театра «перекочевал» в оперу: так он, видимо, легче воспринимается. Но вологодский спектакль совершенно лишен этого «нафталина», театру удалось придать пьесе легкости и динамизма – на мой взгляд, это большая удача в освоении Пушкина, когда всё воспринимается буквально на одном дыхании».
Жюри единогласно отметили и сильную труппу ТЮЗа, слаженность актерского ансамбля, прекрасные пластические и музыкальные возможности артистов.
В следующем театральном сезоне спектакль «Борис Годунов» будет перенесен «в коробку» и его можно будет увидеть на сцене Вологодского театра юного зрителя.
Узнать о предстоящих показах на фестивале «Голоса истории» можно в программе.
16+
Теги: Голоса истории