Спектакль «Чайка» по одноименной пьесе Антона Чехова представил в Консисторском дворе Вологодского кремля Северодвинский драматический театр на фестивале «Голоса истории».

В Вологде коллектив уже не первый раз – в 2019 году театр приезжал на обменные гастроли.

«Чайка» не сходит со сцены в Северодвинске уже пять лет. Ставил спектакль главный режиссер театра Анастас Кичик, химик по первому образованию и выпускник Театрального института имени Бориса Щукина. Он же играет роль Тригорина в одном из составов.

«С этой пьесой я живу уже большую часть своей сознательной жизни – лет 25. Когда начинал, играл там и повара, и Якова, и Треплева, и даже Сорина один раз заменял – мне делали старческий грим с латексом, с париком. С этой пьесой у нас какая-то болезненная любовь. Я знаю её наизусть, всегда мечтал её поставить. Мы не переносили персонажей в современную жизнь, но в современную одежду их одели. Мне кажется, это оправдано, потому что Чехов, по моему убеждению, сильно опередил свое время и актуален сейчас. В «Чайке» он как бы разделил себя на персонажей. Треплев, Тригорин – в каждом есть мысли автора и части его личности. Страсть к жизни и осознание, что жить осталось недолго (Чехов был болен чахоткой) нашли воплощение в Сорине, над которым жестоко шутит Дорн, называя эту тягу к жизни легкомыслием», – рассказывает Анастас Кичик.

Жестокость жизни и жесткость сердец становится главной темой спектакля, где каждый герой заперт в своем страдании. Все говорят, но мало кто слышит и понимает друг друга по-настоящему.

Жюри на обсуждении отметили нетипичный подбор актеров. «Я не ожидал никого. Эта «нетипажность», игра в противовес шаблонам, складывавшимся десятилетиями, смотрелась очень правильно. В спектакле все было неожиданно. Когда вышла Нина (Елена Михайлова) – модельной внешности, похожая на американскую актрису. Сначала думаю, ну какая же это Нина? Но в финале, когда с ней происходит трансформация, ее светящиеся глаза, пережитая трагедия – всё было настолько убедительно! А Константин (Павел Митякин) в момент, когда Нина говорит о своей любви к Тригорину, отвернувшись на секунду, этим жестом сделал всю роль. Потрясающая Аркадина (Анна Венгерович). Маленькая, с прекрасной фигурой, подтянутая, молодящаяся, как современные артистки», – высказался один из членов жюри, российский актер театра и кино, продюсер, театральный режиссер, заслуженный артист РФ Владимир Скворцов.

Некоторые второстепенные персонажи в постановке Северодвинского театра, по мнению экспертов, раскрылись полнее. Поразительно живым получился образ Маши (Мария Несговорова). Вначале она эпатирует публику своим появлением в готическом костюме и темном макияже. Но за этой ершистостью и брутальными привычками нюхать табак и опрокидывать стопку за стопкой скрывается хрупкость и попытка защититься от боли, которую ей причиняет неразделенная любовь к Треплеву. И эта боль чувствуется в тоне, взгляде, жестах. Комическим персонажем рядом с ней выглядит суетливый учитель Семен Медведенко. Его жалобы на растущие цены и низкое жалование находили живой отклик у аудитории.

Течение времени на сцене отражала трехмерная луна, вращающаяся на светодиодном экране. Фоном на протяжение всего действа звучал саундтрек современного композитора Макса Рихтера. А после фразы о том, что Константин Гаврилович застрелился, как бы намекая, что жизнь продолжается, включается композиция «Серенада Трубадура» («Луч солнца золотого…») в исполнении Егора Летова.

16+

Теги: Голоса истории
Алина Махлина

Новости по теме