Петербург стойко ассоциируется с Достоевским, а Достоевский – это в первую очередь «Преступление и наказание». Поэтому вполне логичным в афише спецпрограммы театров кукол «Истории+» Международного театрального фестиваля «Голоса истории» стал спектакль «Преступление и наказание» (12+) в исполнении творческого объединения «Малый театр кукол» из Санкт-Петербурга.
Всю историю Родиона Раскольникова создатели спектакля (режиссер – Варвара Купорова) облекли в форму трагикомической панихиды по герою: на поминки в надежде на угощение и выпивку собираются некие люди – плакальщики, опустившиеся пьянчужки и другие колоритные личности, которым другие участники действа, знавшие Раскольникова, рассказывают историю его жизни. Этот прием помогает рассказать о герое отстраненно и касаясь только самого главного: так, как можно говорить только о покойном.
Перед зрителем предстают самые главные вехи истории преступления и наказания Родиона: жизнь в гробообразной комнатушке под крышей (визуально в декорациях это решено буквально: комната Раскольникова предстает в виде гроба с «окошечком» в мир), терзания по поводу задумываемого, само убийство, допросы Порфирия Петровича, общение с Соней Мармеладовой, раскаяние. Деревянные ящики, доски и козлы в качестве элементов сценографии становятся немудрящими помощниками артистов в повествовании о жизни героя.
Спектакль однозначно рассчитан на зрителя, который знаком с произведением Достоевского – начиная со школьников старших классов, которые проходят «Преступление и наказание»: для того, чтобы следить за героями спектакля, нужно понимать, о чем идет речь. Комическая «панихида» по герою перемежается сюжетными сценами – сюжетообразующими и в самом романе Достоевского: жизнь Раскольникова в комнате-гробу, образ старухи и помыкаемой ею сестры Лизаветы, сцена прихода Родиона к старухе и последующее преступление, сцены уличного Петербурга, попадание Мармеладова под лошадь, чтение Соне сцены воскресения Лазаря, обличение преступника Порфирием Петровичем и т.д. Рассуждения Раскольникова о том, кто на свете тварь дрожащая, а кто право имеет, приходят к логическому завершению в конце спектакля, в финальной фразе героя: «Я не старушонку убил, я себя убил». «Поминки» по герою спектакля на самом деле становятся поминками по его душе.
Спектакль поставлен на средства гранта для молодых режиссеров Российского фонда культуры - изначально его показывали подопечным социальных фондов и благотворительных центров, а затем он вошел в основной репертуар театра. Частые гости на спектакле – старшеклассники Петербурга; Малый театр кукол также практикует обсуждение увиденного со зрителями, которые впоследствии признаются, что какие-то смыслы, не увиденные ими при прочтении романа, наглядно и образно объясняются в спектакле. Удачно складывается и фестивальная история постановки: она уже побывала на фестивалях в Гродно и Новгороде, Вологда – третий ее фестиваль.
Малый театр кукол Санкт-Петербурга «специализируется» на репертуаре для взрослых: большая часть его постановок ориентирована именно на взрослую часть аудитории. По «Преступлению и наказанию» театр поставил не один спектакль: меньше года назад появился моноспектакль «Мармеладов» Маргариты Кольцовой (которая участвует и в спектакле «Преступление и наказание»), где на первый план выходит история Семена Захаровича Мармеладова и его семьи.
Одной из актрис, участвующих в спектакле «Преступление и наказание», стала Аглая Жюгжда – молодой практикующий режиссер-кукольник. В качестве приглашенного режиссера вместе с художником Юлией Гамзиной (которая также является художником спектакля «Преступление и наказание») она недавно поставила спектакль «Цыпленок» в Вологодском театре кукол «Теремок». Зрители увидят постановку уже в новом театральном сезоне.