12+

Ткачество, вологодский костюм

Фрагмент полотенец из коллекции ЦТНК «Народные истоки», Череповец Фрагмент полотенца из коллекции Верховажского ЦТНК Фрагмент полотенца из коллекции Музея кружева Фрагмент костюма из коллекции Музея кружева Полотенца. Фото с выставки «Вологодские традиции». ОНМЦК, 2010 Ткацкий станок. Нюксенский ЦТНК Пояса. Мастер Наталья Лопатенко Пояса. Фото с выставки «Живая нить». 2014 Фрагмент вышивки. Фото с выставки «Живая нить». 2014 Фрагмент вышивки. Фото с выставки «Живая нить». 2014 Фрагмент вышивки. Из коллекции ЦТНК в селе Сизьма (Шекснинский район) Головной убор. Фото с выставки «Искусство Великого Устюга». 2006 Вологодский костюм. Фото с фестиваля «Живая старина». д. Пожарище (Нюксенский район) Вологодский костюм. Фото с фестиваля «Живая старина». д. Пожарище (Нюксенский район) Любовь Бородина. Фото с выставки «Российский лен». 2008 Традиционный народный костюм Вологодской области Традиционный народный костюм Вологодской области Вологодский костюм. Фото с фестиваля «Хохловские игрища». 2012 Вологодский костюм. Фото с фестиваля «Солнцеворот». 2007 Вологодский костюм. Из коллекции ЦТНК «Лад» (Великоустюгский район) Вологодский костюм. Мастер Дина Теленкова Головной убор. Мастер Дина Теленкова Лоскутное одеяло, костюм. Фото с выставки «Современное народное искусство Вологды». 2014 Панно «Вологодские росписи». Клуб лоскутного шитья «Лепота». Фото с выставки «Современное народное искусство Вологды». 2014
  • Фрагмент полотенец из коллекции ЦТНК «Народные истоки», Череповец
  • Фрагмент полотенца из коллекции Верховажского ЦТНК
  • Фрагмент полотенца из коллекции Музея кружева
  • Фрагмент костюма из коллекции Музея кружева
  • Полотенца. Фото с выставки «Вологодские традиции». ОНМЦК, 2010
  • Ткацкий станок. Нюксенский ЦТНК
  • Пояса. Мастер Наталья Лопатенко
  • Пояса. Фото с выставки «Живая нить». 2014
  • Фрагмент вышивки. Фото с выставки «Живая нить». 2014
  • Фрагмент вышивки. Фото с выставки «Живая нить». 2014
  • Фрагмент вышивки. Из коллекции ЦТНК в селе Сизьма (Шекснинский район)
  • Головной убор. Фото с выставки «Искусство Великого Устюга». 2006
  • Вологодский костюм. Фото с фестиваля «Живая старина». д. Пожарище (Нюксенский район)
  • Вологодский костюм. Фото с фестиваля «Живая старина». д. Пожарище (Нюксенский район)
  • Любовь Бородина. Фото с выставки «Российский лен». 2008
  • Традиционный народный костюм Вологодской области
  • Традиционный народный костюм Вологодской области
  • Вологодский костюм. Фото с фестиваля «Хохловские игрища». 2012
  • Вологодский костюм. Фото с фестиваля «Солнцеворот». 2007
  • Вологодский костюм. Из коллекции ЦТНК «Лад» (Великоустюгский район)
  • Вологодский костюм. Мастер Дина Теленкова
  • Головной убор. Мастер Дина Теленкова
  • Лоскутное одеяло, костюм. Фото с выставки «Современное народное искусство Вологды». 2014
  • Панно «Вологодские росписи». Клуб лоскутного шитья «Лепота». Фото с выставки «Современное народное искусство Вологды». 2014

С древнейших времен живет в народе любовь к украшению тканей. На Вологодской земле для этого были особенно благоприятные условия. Целые районы здесь занимались льноводством, предоставлявшим мастерам основной материал для тканей – льняную пряжу. Достаточно времени для рукоделий давала долгая северная зима. Благодаря широким торговым связям в край поставлялась шерсть, шелк, мишура, ленты – все, что шло в дополнение к текстилю домашнего производства.

Как известно, самые значительные события трудовой, хозяйственной и семейной жизни сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения, в том числе текстильным. А среди них важное место принадлежало народному костюму и полотенцам. Например, существовали специальные сенокосные рубахи, которые надевали, когда шли в поле косить. Не только практическую, но и различные символические функции исполняли полотенца: на одних принимали родившегося ребенка, на других – опускали в могилу гроб, десятки полотенец участвовали в свадебном обряде.

Но среди множества бытовых предметов главенствовал своей красотой женский свадебный костюм. Каждая девушка готовила его себе с детства. Костюм вологодской женщины состоял из рубахи и сарафана с узорами по вороту, на оплечьях, запястьях и по подолу передника, серебряного гайтана-ожерелья и головного убора, обычно расшитого золотными нитями. Этот комплекс в каждом районе имел свои разновидности и особенности в составе и покрое предметов, способе их украшений, характере орнамента. Нередко в нем соединялись разные виды текстильного искусства и способы украшения тканей – набойка, узорное ткачество, вышивка и кружево. Так, в бывшем Грязовецком уезде кубовую набойку сарафана по подолу дополняла широкая полоса узорного ткачества с ромбическим орнаментом, выполненным в изысканных сочетаниях желтых, сиреневых, розовых нитей. В Кадниковском уезде носили нижние юбки, в которых тонкое белое льняное кружево перемежалось яркими прошивками шерстяного узорного тканья. Сарафан был обязательной принадлежностью одежды вологодских женщин. Сшитый из нескольких полотнищ, с большими сборками на груди и спине, он придавал горделивую осанку фигуре, плавность походке.

В старину не было избы, где не стоял бы ткацкий станок. В каждой крестьянской семье девочки с детства приучались прясть нити и ткать простое льняное полотно. И лишь самые искусные умели исполнять сложные узорные ткани. Прохладное в летний зной и сохраняющее тепло в зимнюю стужу, льняное полотно шло на разнообразные повседневные нужды. Оно же служило основой для других способов украшения тканей.

Набойка среди них едва ли не самый простой. Для набивки тканей применялась деревянная доска с резным узором или выложенным и врезанным в толщу доски металлическими пластинками и шпеньками. Квадратные доски – «манеры» размером примерно 20x20 см делали из твердых пород дерева. На такую доску наносили специальный состав – «вапу», отпечатывали его на гладком холсте, затем ткань опускали в чан, где она окрашивалась в густой синий цвет. Зарезервированный вапой узор оставался неокрашенным и тонким графическим рисунком выделялся на синем фоне. Иногда поверх основного орнамента мастера наносили специальными трафаретами оранжевые горошины, что обогащало декоративные качества ткани. Набивка тканей не была домашним производством. Этим промыслом занимались красильщики или синильщики, владевшие небольшими мастерскими и обслуживавшие население окрестных деревень. В каждой мастерской существовал узорник или «заказник» – многометровый холст с отпечатками всех имевшихся досок. Такой узорник раскидывали на местном базаре или ярмарке и по нему принимали заказы на изготовление набойки с соответствующим орнаментом. Заказчик прилагал к номеру узора рулон гладкого домотканого полотна и через некоторое время получал его в виде готовой кубовой набойки.

На территории Вологодской губернии производство набойки было особенно развито в бывших Никольском и Грязовецком уездах. Из кубовой набойки делали занавески, скатерти, украшенные в середине крупными розетками и широкой каймой по краям; шили передники, мужские порты и рубахи, женские сарафаны. В орнаменте кубовой набойки преобладали растительные формы. Но это не конкретные растения, а условные ветви с цветами и листьями, геометризованные кустики, несущие в своем рисунке и плавных изгибах отзвуки живой природы. Композиции узоров кубовой набойки несложны: отдельные мотивы чередуются в шахматном порядке или повторяются рядами и косыми полосами. Ритмично и равномерно располагаются они по всему полю холста. Орнамент набойки всегда графически четкий, линейный, это своего рода гравюра на холсте. Кубовая набойка бытовала вплоть до 1930-х годов. Ее богатое орнаментальное наследие и технические принципы успешно используются ситценабивной промышленностью.

По сравнению с набойкой узорное ткачество – технически самый сложный вид украшения тканей. Его сущность состоит в создании орнамента и узорной структуры в самом процессе тканья. Для этого служило специальное приспособление – ткацкий стан с натянутыми продольными нитями основы, которую поперек переплетали нитями утка. Простейший способ полотняного переплетения мастера дополняли различными приемами и усовершенствованиями. Ткачихи, не всегда умевшие написать свое имя, осуществляли сложнейшие расчеты нитей и их сплетений в различных техниках ткачества.

Среди видов тканья на Севере были особенно распространены пестрядь, ремизное и браное ткачество. Пестрядь – простое переплетение цветных нитей, образующих небольшие клетки и полосы. Из пестряди шили рубахи, сарафаны, делали передники, скатерти, покрывала. Ремизные ткани создавали с помощью дополнительных приспособлений на ткацком стане, которые позволяли сочетать гладкую и рельефную фактуру, усложнять структуру орнамента. Ремизная техника применялась главным образом в тканье скатертей и полотенец. Но более сложные и оригинальные орнаменты выполнялись браной техникой, дающей узор как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Бранину применяли для украшения многих предметов одежды и домашнего обихода. Сама техника обусловила геометрический характер тканых орнаментов. В них обычны мотивы ромбов, квадратов, полос, зигзагов, угольников и других простейших фигур. Но господствует среди них мотив ромба. Поставленный на сторону или углом, с отростками или мелкими ромбиками по углам, крупный или миниатюрный, целиком или поделенный на части, в сложно узорных композициях или главенствующий на конце полотенца, ромб входит в бесчисленное множество орнаментов, но никогда не бывает одинаковым.

Геометризованные формы приобретали в ткачестве и человеческие изображения, редкие в этом виде искусства. Особенно характерны они для тканей из района Великого Устюга, где составляют уникальную особенность местной бранины. На передниках, косынках, полотенцах нередко вытканы ряды человеческих фигур, женских в длинных юбках и мужских в коротких рубахах, стоящих подбоченившись, словно в хороводе. У них типичные ромбы-головы и крючья-руки. Плоскостность изображений и взаимная параллельность всех линий подчеркивают орнаментальность исполнения.

Сегодня узорное ткачество сохраняется в ряде районов Вологодской области руками старейших мастериц. В тканье половиков и лоскутном шитье находят выражение современные формы древнего геометрического орнамента.

В отличие от набойки и узорного ткачества вышивание не требовало особых приспособлений. Для него достаточно было полотна, ниток и иглы, которые имелись в каждом доме. Смысл вышивки заключался не только в самом орнаменте на полотне, но и в создании фактурного богатства его поверхности, расшитой мелкими швам-узорами. Для этого существовало множество видов швов с особыми приемами их исполнения и узорной структурой. Одни шились прямо по поверхности полотна, другие требовали предварительного продергивания его нитей и создания таким путем сквозной сетки, служившей своего рода канвой для последующего вышивания.

Таким способом «по-перевити» исполнены знаменитые вологодские подзоры – края простыней, украшавшие праздничную постель. Эти широкие до двух метров длиной полотнища расшиты удивительными многофигурными композициями. В сплошном орнаментальном ряду развертываются изображения фантастических зверей и птиц, зданий с колоннами и балюстрадами, около которых гуляют дамы в кринолинах и кавалеры в париках и камзолах по моде конца XVIII века. Поверхность каждой фигуры заполнена мелкими геометрическими узорами, создающими богатую игру вышитой фактуры. Плотный силуэт изображений противопоставлен легкому сквозному фону.

Большинство сохранившихся вышивок датируются XIX-XX веками. Но орнамент их гораздо древнее вещей, на которых он исполнен. Вышитые предметы также играли важную роль в народных обрядах и сохранили узоры разного времени. Среди узоров вологодской вышивки есть все типы орнамента: геометрические, растительные, сюжетные, изображения зверей и птиц. К числу древнейших мотивов относятся многие геометрические орнаменты и трехчастные композиции с вышитыми человеческими фигурами в центре и конями, всадниками или птицами по сторонам. Они исполнялись на концах полотенец, краях передников, подзорах и подолах рубах. Величественные и торжественные, такие композиции вышивок донесли до нас отголоски языческой мифологии древних славян. Ученые полагают, что женские фигуры, образы всадников и птиц были символами природы и подчиненных ей стихий огня, воды и воздуха. Вышивки этого круга всегда исполнены старинным двусторонним швом – одинаковым с лица и изнанки – красными нитями по льняному полотну. Их рисунок четок, изображения геометризованы и пронизаны линейным ритмом.

В разных районах Вологодской земли сложились местные разновидности шитья. Их оригинальность проявлялась в сюжетах и характере орнамента, своеобразии техники вышивки и приемах ее исполнения, размерах узоров, их цвете вообще и даже оттенках красного цвета нитей. В Великоустюжском уезде вышивали свадебные ширинки, украшенные крупным геометрическим орнаментом. Настланные белыми льняными нитями по белой сквозной сетке мотивы крючковатых крестов со сложными отростками, возможно, когда-то были символами плодородия и несли с собой пожелание счастья и благополучия.

Композиции с человеческими фигурами и птицами особенно типичны для вышивок из района Чарозера и Устюжны. Они украшали главным образом полотенца, на длинных узорных концах которых нередко вышивка сочеталась с ткаными проставками, полосами кумача, плетеным и вязаным кружевом. В вышивках этих местностей часто встречаются изображения птицы-павы с длинным хвостом и особенно женской фигуры. Расположенная в центре трехчастной сцены или повторяясь в ряду, в одних произведениях она схематична и геометризована, вместо головы – цветок-розетка, а поднятые крючья-руки оканчиваются гребнями-пальцами; в других случаях изображение более конкретно, руки на поясе, а голова подобна человеческой. Иногда такие фигуры держат в руках птиц. Если устюженская вышивка исполнялась целиком крупными стежками двустороннего шва, то в чарозерских в дополнение к нему применялась еще техника «набора» с характерными вертикалями прямых линий.

На подзоре XIX века из Сольвычегодского уезда вышиты барсы с поднятыми лапами и процветшим хвостом, чередующиеся с пышными кустами. Образ барса и торжественный строй композиции напоминают об их истоках в средневековом искусстве. Но мастерицы исполнили узор в традициях крестьянской вышивки своего района, для которой характерен шов в мелкий крестик с зернистой рельефной фактурой поверхности.

Мелкая и дробная узорчатость фигур с более строгими крестовидно-ромбическими заполнениями отличает вышивки из Тотемского уезда. Здесь часто вышивали изображения птицы с пышным павлиньим хвостом. На одном из полотенец орнамент воспроизводит сценку на крестьянском дворе, где вокруг павы расхаживают простые птички, и словно от удивления всплеснув руками стоят геометризованные человечки. В XIX – начале XX века подобный «бытовой жанр» все больше привлекал внимание народных мастеров и находил выражение даже в таких приверженных старине видах искусства как крестьянская вышивка.

Сегодня в текстильных искусствах Севера произошли существенные перемены. Они обусловлены не только новым мировоззрением и материальными условиями жизни людей, ускоренные темпы жизни почти не оставили свободного времени, необходимого для кропотливых женских рукоделий. Тем не менее, текстильные народные искусства продолжают жить. И если самое трудоемкое из них – вышивка в большей мере стала достоянием прошлого, то многие виды тканья и кружевоплетение обрели новые формы развития, диктуемые современностью.

Поделиться
Плюсануть
Класснуть