12+

Резьба по дереву

Пряничная доска «Лев-страж». Мастер Николай Лапин Пряничная доска. Мастер Николай Лапин Пряничная доска. Мастер Николай Лапин Пряничная доска. Мастер Михаил Кирьянов Пряничная доска. Мастер Евгений Зирин Иконы. Мастер Евгений Зирин Иконы. Мастер Евгений Зирин Иконы. Мастер Евгений Зирин Икона. Мастер Михаил Кирьянов Плакетки. Мастер Виктор Шумилов Сувенирные ножи. Мастер Виктор Шумилов Мастер Леонид Паутов Мастер Анатолий Заварин. Набор подарочный «Вологодский». Два предмета: ложка, шкатулка. 2001. Дерево, резьба, столярная форма Мастер Анатолий Заварин. Солонка «Пасхальная». 2005. Дерево, резьба Мастер Анатолий Заварин. Солонка-утица «Рождественская». 2005. Дерево, резьба Работа с пасхальной выставки в «Резном палисаде». 2012 Мастер Евгений Курочкин Мастер Евгений Курочкин Мастер Алексей Безобразов Мастер Алексей Безобразов Работы с выставки «Вологодский лес. Дерево.ru». ВОУНБ, 2010 Работы с выставки «Вологодский лес. Дерево.ru». ВОУНБ, 2010 Фото с фестиваля «Голос ремесел». 2014 Работы Сергея Гусева и Вадима Кубрина. Фото с выставки в «Резном палисаде». 2012
  • Пряничная доска «Лев-страж». Мастер Николай Лапин
  • Пряничная доска. Мастер Николай Лапин
  • Пряничная доска. Мастер Николай Лапин
  • Пряничная доска. Мастер Михаил Кирьянов
  • Пряничная доска. Мастер Евгений Зирин
  • Иконы. Мастер Евгений Зирин
  • Иконы. Мастер Евгений Зирин
  • Иконы. Мастер Евгений Зирин
  • Икона. Мастер Михаил Кирьянов
  • Плакетки. Мастер Виктор Шумилов
  • Сувенирные ножи. Мастер Виктор Шумилов
  • Мастер Леонид Паутов
  • Мастер Анатолий Заварин. Набор подарочный «Вологодский». Два предмета: ложка, шкатулка. 2001. Дерево, резьба, столярная форма
  • Мастер Анатолий Заварин. Солонка «Пасхальная». 2005. Дерево, резьба
  • Мастер Анатолий Заварин. Солонка-утица «Рождественская». 2005. Дерево, резьба
  • Работа с пасхальной выставки в «Резном палисаде». 2012
  • Мастер Евгений Курочкин
  • Мастер Евгений Курочкин
  • Мастер Алексей Безобразов
  • Мастер Алексей Безобразов
  • Работы с выставки «Вологодский лес. Дерево.ru». ВОУНБ, 2010
  • Работы с выставки «Вологодский лес. Дерево.ru». ВОУНБ, 2010
  • Фото с фестиваля «Голос ремесел». 2014
  • Работы Сергея Гусева и Вадима Кубрина. Фото с выставки в «Резном палисаде». 2012

Любовь к резьбе по дереву была свойственна русскому человеку с языческих времен. Православие, как известно, запрещало скульптуру, полагая ее проявлением язычества, идолопоклонства. Но известная тяга к пластическому творчеству, к резьбе по дереву не угасала. Широко известна, например, домовая резьба, в которой декоративное дарование плотника, резчика проявлялось в традиционном убранстве северной русской избы. Предметный мир, окружавший северянина в прошлом, в большинстве выполнялся из дерева, и трудно назвать изделие (будь то деревянная посуда, прялки, мебель, сани и телеги, дуга и многое другое), которое бы не украшалось резьбой. В этой сфере народного искусства Севера за века истории были созданы подлинные шедевры художественного синтеза, когда гармоничное разрешение получали функциональная, конструктивная и художественная стороны изделий.

На вологодской земле было немало центров производства деревянной посуды – на Сухоне и Кокшеньге, в районах Кубены и Кириллова, Тотьмы и Великого Устюга. В каждом из них сложились свои варианты форм предметов, излюбленные приемы украшения.

Если посуда требовала объемной пластики, то на предметах, форма которых обладала большими гладкими плоскостями, применяли способы плоской выемчатой резьбы. В виде скромных порезок или развитых орнаментальных композиций она украшала поверхности вальков для стирки белья, рубелей-катков для глажения холста, трепал для очистки льна, пряничных досок и прялок.

Большой интерес для изучения плоскорельефной избы представляют набивные и пряничные доски, широко распространенные на Севере. Пряничные доски  служили формой для «пряников печатных». Мастер вырезал в толще доски узор, который высоким рельефом отпечатывался в тесте пряника. На квадратных и прямоугольных, огромных размеров и миниатюрных пряничных формах помещались львы с кудрявыми гривами и оскаленной пастью, зорко глядящие человечьими глазами; длиннохвостые птицы, цветы-розетки, ягоды и плоды, простейшие геометрические мотивы в виде рядов ромбов и чешуек. Иногда мелкие изображения объединялись на одной доске, разделенной на квадратики. После выпечки пряник разрезали на дольки и дарили гостям к концу торжества. Такие пряники назывались «разгонными». Высокое мастерство в создании пряничных досок проявлялось не только в передаче орнаментального сюжета, но и приемах его исполнения.


Поделиться
Плюсануть
Класснуть