12+

Алексей Безобразов: дерево дает огромные возможности для творчества

Мастер Алексей Безобразов за работой. Фото из личного архива Алексей Безобразов с супругой Галиной. Фото из личного архива Набилка (приспособление для ручного ткачества). Фото из личного архива Птица. Фото из личного архива Мастер-класс на фестивале «Голос ремесел». Вологда, сентябрь 2014 года Выставка работ Алексея Безобразова в Центре ремесел «Резной палисад» Выставка работ Алексея Безобразова в Центре ремесел «Резной палисад» Авторская игрушка. Фото из личного архива Рубель и каток для глажки белья. Фото из личного архива Коник. Фото из личного архива Кукла-панка. Фото из личного архива Бёрдо с челоноком (приспособление для ручного ткачества). Фото из личного архива
  • Мастер Алексей Безобразов за работой. Фото из личного архива
  • Алексей Безобразов с супругой Галиной. Фото из личного архива
  • Набилка (приспособление для ручного ткачества). Фото из личного архива
  • Птица. Фото из личного архива
  • Мастер-класс на фестивале «Голос ремесел». Вологда, сентябрь 2014 года
  • Выставка работ Алексея Безобразова в Центре ремесел «Резной палисад»
  • Выставка работ Алексея Безобразова в Центре ремесел «Резной палисад»
  • Авторская игрушка. Фото из личного архива
  • Рубель и каток для глажки белья. Фото из личного архива
  • Коник. Фото из личного архива
  • Кукла-панка. Фото из личного архива
  • Бёрдо с челоноком (приспособление для ручного ткачества). Фото из личного архива

В ноябре 2014 года Вологодская область представляла свое традиционное искусство в Сочи на фестивале «Вместе мы – Россия». Все регионы – от Сахалинской области до Калининградской – привезли своих мастеров. Это был настоящий праздник народного творчества, но в этом огромном изобилии не потерялись работы череповецкого резчика по дереву Алексея Безобразова.

…Про его игрушки говорят: берешь в руки деревянную лошадку – и кажется, вот-вот зашлепают по половицам детские босые ножки, загремят по полу колесики, нарочно сделанные неровными, чтобы шуму было побольше и дитя не скучало. А любуясь его работой на мастер-классах, люди поражаются: нож и стамеска идут по дереву легко и плавно, словно кисть в народной росписи. Множество домов на Вологодчине смотрят на мир окнами в его наличниках, а богатая лепнина на потолке усадебного дома в Покровском восстановлена благодаря искусству мастера, вырезавшего сложнейшие деревянные формы для ее отливки.

Алексей Безобразов – народный мастер России, мастер народных художественных промыслов Вологодской области, член Череповецкого регионального отделения Союза художников России, лауреат областных, российских и международных конкурсов и фестивалей. В марте 2015 года впервые открылась выставка его работ в Вологде, в центре ремесел «Резной палисад».

Алексей, вы профессиональный резчик по дереву – как вы пришли к занятию традиционным промыслом?

Родился я в селе Николо-Березовец, в Костромской области, и хотя наша семья сразу переехала в Череповец, каждое лето мы с братом проводили в деревне. Резьбой я занимаюсь с детства. Мне повезло: я застал в живых обоих дедов, каждый из которых владел этим ремеслом. Один дед, 1890 года рождения, прошедший три войны и к старости совсем ослепший, успел передать нам кое-какие секреты. В 10 лет мы получили от него в подарок по ножу и начали резать – и дерево, и руки. Второй дед, плотник и столяр, в 75 лет в одиночку поставил себе дом, и я подростком немного помогал ему. Но по-настоящему я увлекся резьбой после одного случая. Был у нас в деревне мастер – дядя Паша-Присест (после ранения в ногу он сильно прихрамывал, будто приседал). И вот идет он по улице, где мы с ребятами собрались играть в лапту, а мяча у нас нет. Увидев это, дядя Паша берет приготовленное на дрова полено и на глазах у изумленных пацанов топором вытесывает из него круглый мяч. Помню, я был просто поражен, когда понял вдруг, какой податливый материал – дерево, какие возможности для творчества оно дает.

После армии я занимался резьбой по камню, потом – по гипсу. Затем арендовал столярный цех и брал любые заказы – начиная от простых деревянных ложек и заканчивая резными иконами и мебелью в стиле барокко или классицизма. Это позволило наработать богатый опыт и открыть собственную мастерскую. Около 15 лет я специализировался на изготовлении резных наличников и карнизов. В 2008-м мастерскую пришлось закрыть, и я решил осуществить свою давнюю мечту – попробовать себя в изготовлении игрушки. Много ездил по музеям, изучал представленную в экспозициях и фондах крестьянскую деревянную утварь и игрушку. Познакомился с мастерами, искусствоведами, музейными хранителями. Очень привлекала меня эта тема: резьба вроде незатейливая, но такая искусная, а от каждой вещи как будто теплом веет. В 2011 году я разработал авторскую николо-березовскую игрушку и занялся ее изготовлением, а с 2012-го начал вырезать традиционную северную игрушку, деревенские предметы обихода – и оторваться не могу. Это же просто чудо, когда из куска дерева получается что-то рукотворное, красивое, нужное.

Авторскую игрушку вы разрабатываете с учетом того, что наблюдаете в музеях, или это фантазийные образы?

Если это авторская игрушка на традиционную тему, то и поиск идет в русле традиции. На выставке у меня есть кукла-панка, вырезанная как одно целое с конем. Возможно, такое и раньше делали, просто подобные образцы не сохранились, а может, и нет. А чисто авторская игрушка – это, например, «Деревенька». Это миниатюрные фигурки деревенских жителей, погруженных в свои повседневные дела. Там около 50 персонажей, и про каждого написано в стихах, чем он занимается: плотник строгает бревно, музыкант играет на гуслях, женщина нянчит ребенка. Традиционный деревенский быт мне хорошо знаком – прекрасно помню, как моя бабушка гладила белье при помощи рубеля и катка, – и в авторской игрушке я строго следую обычаям. Бывает, меня просят сделать такую фигурку с компьютером или другим атрибутом современной жизни – таких заказов я не беру.

Раньше все резные деревянные изделия находили применение в быту. Каково их главное назначение сейчас?

Главное назначение – это, конечно, пропаганда традиционного декоративно-прикладного искусства, чтобы люди вспоминали о своих корнях. Когда я представляю свои работы на фестивалях и ярмарках, народ подходит и интересуется, что это, откуда – видимо, дает себя знать генетическая память. Как-то притягивает людей и деревянная игрушка, и деревенская утварь: всё это проникнуто теплотой и смыслом, на каждом предмете есть символы-обереги. На вещах, выполненных в традиционных техниках, воспитывается эстетический вкус: если человек проникся их обаянием, он всегда отличит их от «ширпотреба» любого сорта.

Вам не приходилось наблюдать, как современные дети, избалованные разного рода гаджетами, относятся к этой игрушке?

Приходилось, конечно – сразу тянут руки, хотят и покатать, и покрутить. На самом деле любому ребенку интересны игрушки простые: чем проще игрушка, тем больше простора для фантазии она дает.

Какие инструменты вы используете – современные или те, которыми пользовались старые мастера?

Чтобы наработать первоначальный навык, режешь одним только ножом-косяком, а вообще в мастерской у меня инструментов много. Современные резчики применяют и электроинструмент, чтобы как-то облегчить труд. Если всё полностью делать руками, то можно серьезно повредить мышцы, и зрение тоже страдает. А если на мастер-классе что-то показываешь, в ход идут только ножовка, топор и нож. Все ножи-косяки я делаю сам, а вот клюкарзу – полукруглую стамеску для вырезания углублений деревянной посуды – заказывал кузнецам.

Какие породы дерева используете?

Все, какие произрастают у нас. Самая любимая у меня береза, почему – не могу объяснить. Она считается деревом-донором, цвет древесины золотистый, теплый, режется хорошо – не слоится, как ель или сосна. Хотя многие мастера ее избегают – это самое капризное дерево, при сушке ее часто коробит. В старину тоже использовали то, что было под рукой – делали-то всё в основном из дров, выбирая среди поленьев кусок получше.

Есть ли у вас ученики?

У меня два сына, оба с малолетства ходили ко мне в столярку, каждому я сделал по набору ножей. Потом оба закончили художественную школу. Старший сейчас тоже занимается традиционной игрушкой, здесь, в «Резном палисаде», есть его работы. Младший посвящает резьбе свободное время.

Что самое главное в изготовлении деревянных изделий?

Самое главное – не порезаться, а происходит это, когда режешь неправильно. Нужно знать структуру дерева, уметь читать рисунок древесины, чувствовать, поддается она ножу или нет. А если дерево начинаешь понимать, то с ним можно «договориться».

Светлана Гришина


Поделиться
Плюсануть
Класснуть