(31.01.1901 – 11.11.1952)

Живописец, график.

Феодосий Николаевич Бочков – участник межрегиональных, московских и вологодских выставок с 1919 года. Произведения художника находятся в коллекциях ГТГ, ГМИИ имени А. С. Пушкина, ГИМ, ВОКГ, художественных музеях Саратова, Перми, Хабаровска и других городов страны. Художник начинал свой творческий путь в Вологде, но долгое время был недостаточно известен на своей малой родине.

Родился Феодосий Николаевич 18 (31) января 1901 года в Вологде, в многодетной семье, где был самым младшим ребенком. Закончил в 1917 году Вологодское реальное училище. Его энергичную натуру увлекало многое, но особенно ему нравилось рисовать. Любовь к рисованию родилась еще дома, повлияла на него и дружба с художественно одаренным Василием Сигорским, приехавшим с родителями в Вологду из Костромы. В 1918 году друзья пришли заниматься в художественную школу, организованную еще в 1912 году дочерью городского головы Н. А. Волкова – Еленой Николаевной. В школе занимались рисунком, в выходные дни живописью, летом ходили на этюды, писали панно и плакаты для оформления праздников, декорации для театра. В 1919 году школа была преобразована в Вологодские государственные художественные мастерские (Госвохум), где преподавали известные вологодские художники Н. П. Дмитревский, В. Ф. Сысоев, В. И. Лузан. Учащиеся работали азартно и уже 9 сентября того же года организовали первую выставку своих работ. В отзыве Н. П. Дмитревского были высоко отмечены работы Феодосия Бочкова. Успешно выступил художник и на второй выставке под названием «Движение - жизнь» в октябре 1920 года. В 1921 году Госвохум был преобразован в Вологодский художественный техникум, который Ф. Бочков закончил в 1922 году.

Для продолжения художественного образования он едет в Москву и в 1923 году поступает учиться во ВХУТЕМАС на литографское отделение графического факультета, где преподавали Н. Н. Купреянов, П. И. Львов, П. В. Митурич. С этого времени он постоянно живет и работает в столице, однако, связи с Вологдой не прерываются. Художник часто приезжает в родной город, много рисует, и появляется серия натурных рисунков карандашом. Созданные в 1927-1928 годах пейзажи родного города были представлены на выставке инициативной группы вологодских художников в 1928 году. С большим интересом были встречены на выставке его иллюстрации к книгам «В огне» А. Барбюса и «Записки Коврякина» Л. Леонова. В эти же годы он делает макет детской книги «О краке», авторами которой были вологодские поэты Б. С. Непеин и Е. Н. Студенецкая. В 1943 году он участвовал в выставке «Великая Отечественная война», организованной Вологодским краеведческим музеем. Материалы к выставке он собрал во время поездок с группой художников по освобожденным от фашистов районам страны. Тогда им были созданы графические серии: «Обороны Тулы», «Фронт и тыл», «Разгром немцев и итальянцев на Дону». Послевоенные работы посвящены мирному труду советских людей. Созданные в 1947 и 1949 годах, они составили два цикла «Колхозный труд» и «Колхозный строй». В 1951 году в Москве состоялась персональная выставка художника. Умер Феодосий Николаевич Бочков 11 ноября 1952 года.

В 2007 году сын художника Алексей Феодосьевич Бочков, живущий в Москве, безвозмездно передал Вологодской областной картинной галерее 448 произведений своего отца. Среди них более ста живописных холстов, большинство из них автопортреты, портреты жены Веры Григорьевны, сыновей Алеши и Павлика, много этюдов. Особую ценность представляют графические работы: литографские листы, рисунки, акварели, созданные в 1930-х – 1950-х годах. Начиная с 1950-х годов, работы вологодского мастера не экспонировались в родном городе, хотя и представлялись на выставках московских и ленинградских художественных музеев. В конце 2007 года пять рисунков были представлены на престижной выставке «Русский рисунок и акварель. Из коллекции Вологодской областной картинной галереи», которая проходила в Москве в залах Российской академии художеств. Сегодня в фондах ВОКГ хранится более 500 живописных и графических работ вологодского мастера. Произведения известного графика-иллюстратора и мастера станкового цветного эстампа вернулись на родину. Выполненные на высоком профессиональном уровне, они интересны и для искусствоведов, изучающих изобразительное искусство страны 1-й половины XX века, и для простых зрителей, которым дороги родные вологодские просторы, история нашей страны.


Новости по теме