(03.11.1930 – 22.06.1998)

Художник декоративно-прикладного искусства (кружевоплетение).

Член Союза художников СССР (1963).Лауреат Государственной премии   РСФСР им. И.Е. Репина (1969). Заслуженный художник РСФСР (1975).

Диплом I степени на выставке I фестиваля молодежи в Вологде (1956). Диплом II степени на выставке народно-прикладного и декоративного искусства РСФСР (1956-1957). Диплом I степени на Всероссийской выставке художественных промыслов в Манеже (Москва, 1960). Большая серебряная медаль на выставке ВДНХ (1960). Бронзовая медаль на выставке ВДНХ (1968). Золотая медаль на международной ярмарке за скатерть «Снежинка» (1969). Участие более чем в 20 зарубежных и международных выставках.

 

Кружевной хоровод Виктории Ельфиной

В 2010 году Виктории Николаевне Ельфиной исполнилось бы 80 лет. На протяжении всей своей жизни она не мыслила себя без Вологды и кружевного промысла, вне работы, вне творчества, да и кружевную Вологду уже невозможно представить без произведений  Виктории Николаевны.

В творческой автобиографии сама о себе она писала так: «Я, Ельфина Виктория Николаевна, родилась 3 ноября 1930 года в поселке Кузьминки Ухтомского района Московской области. Русская. Мать домохозяйка, отец военнослужащий. Кроме меня в семье брат и сестра. В 1938 году пошла в школу. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году семья, кроме отца, эвакуировалась в город Пензу, в 1943 году вернулась в Москву».

Никогда Виктория Николаевна всерьез и не думала, что станет для неё земля Вологодская родным домом, а сама она –  главным художником Вологодской кружевной фирмы «Снежинка». Но это всё впереди…

А пока, молодая и дерзкая Виктория Пантелеева узнав, что не сбылась её мечта – не приняли ни на живописное, ни на ковровое отделение Московского художественно-промышленного училища им. М. И. Калинина – поступает в 1947 году на кружевоплетение, убеждая себя, что художником кружева она всё равно не станет, что непременно перейдет на другое отделение. Тем не менее, за пять лет обучения, настолько полюбилось Виктории Николаевне кружево, что уже не мыслила она себя вне промысла…

Получив в 1952 году диплом художника народных промыслов по кружевному производству, Викторию Николаевну, коренную москвичку, назначили заведующей производством кружевной артели в село Новленское Кубеноозерского района Вологодской области. Что говорить, работа была не по душе – ездила по селам, близ лежащим деревням, собирала кружева от надомниц и везла в Вологду в «Волкружевсоюз». Из воспоминаний Виктории Николаевны: «Помню, как в юности, после окончания художественного училища я приехала в Вологду. По тесовым мосточкам добралась до «Волкружевсоюза». Думала: месяц, ну год самое большое, ходить мне по этим улочкам, а оказалось – всю жизнь. Заворожила меня Вологда, закружило-завьюжило кружево. При нём я так и осталась, а нынче оно уже во мне, в голове и в сердце. И нет ничего дороже на свете…»

С 1953 года Викторию Николаевну переводят в Вологодскую кружевную артель на должность художника. Как говорила сама Ельфина: «С этого времени и начинается моя творческая биография…»

За годы творчества Ельфина создала более шестисот работ. Это и мерные кружева, и воротнички, косынки, дорожки, скатерти, декоративные панно, занавеси и многое другое. В своих работах Виктория Николаевна тяготеет к растительному орнаменту, к его крупным и четким формам, ясному, спокойному, плавному рисунку.

Растительные мотивы обычно создают спокойные, уравновешенные ритмы узоров с многочисленными вариантами прихотливого рисунка цветка-розетки или распускающейся пышной ветви.

Прелесть творчества Ельфиной – в умении видоизменять старые этнографические мотивы, и видоизменяя по-своему, обновлять их. Так, например, в панно «Весна» форма кустов, розеток и процветших хвостов курочек вызывает в памяти родственные мотивы тамбурной вышивки, причем сходство усиливается благодаря введению цветной, а поэтому четкой и графичной скани.

Дарование Ельфиной смелое, ей свойственны размах и сила, которые проявляются даже в небольших изделиях: кружевная отделка для костюма фигуристки Людмилы Пахомовой, знаменитые панно «Аврора» (к 100-летию В. И. Ленина), панно «Электрификация», скатерть «Вологжанка», где строгий, чётко выверенный орнамент напоминает, скорее, мощные узоры кованого железа. Это подтверждает, как важно для мастера понимание и органичное восприятие местных художественных традиций, осознание взаимозависимости искусства и культуры края.

Близость к природе, внимание к ней, свойственные художественной натуре Ельфиной, сказываются на характере и выборе сюжетов ее кружевных изделий. Каждая новая работа представляет собой синтез впечатлений, натурных наблюдений и творческого воображения: здесь и знаменитые скатерть «Цветы» с чарующим цветочным орнаментом в плавном кружащемся хороводе, и скатерть «Солнышко» – буквально расцветающая на глазах под теплыми лучами кружевного солнца… и конечно же скатерть «Чаепитие», вобравшая в себя мотивы русской народной обрядности и фольклорной культуры, так остроумно воплощенной в стилизованных женских фигурах, самоварах с чайниками, тем самым непременно вызывая улыбку зрителя.

В большинстве работ, созданных Викторией Николаевной, есть ощущение монументальности композиции, широта и щедрость души, столь свойственные русскому народному искусству. Это с уверенностью можно сказать о грандиозной совместной работе В. Н. Ельфиной и Г. Н. Мамровской, воплотившейся в уникальном  панно «Победа».

В содружестве с другими крупными художниками Виктория Николаевна долгие годы определяла стилевое направление вологодского кружева, способствовала процветанию и славе одного из интереснейших и своеобразных видов народного искусства.

В своей творческой биографии она писала так: «Своими учителями по искусству считаю Бельчикову по композиции, Хитрову по рисунку и Простову по живописи. Это по училищу им М. И. Калинина. По работе моим учителем и наставником была Вера Дмитриевна Веселова, которая много сил и души отдала, чтобы сделать из меня настоящего художника-производственника».

Вообще, в 1970-е годы художественный язык кружева, его композиции, ритмические связи деталей усложняются. Наиболее ярко изменения в кружеве тех лет проявляются в панно «Поющее дерево» (1978), своеобразном гимне цветущей земле, всему живому и сущему на ней. В нём фантастические птицы заключены в овал кроны дерева, объединены гибкими ветвями, сложными ритмическими связями.

Современное по замыслу и исполнению произведение близко по сути традиционным в народном искусстве образам-символам. «Поющее дерево» невольно воспринимается как поэтически-сказочное, фольклорное «древо жизни». Ясная и четкая композиция вобрала в себя богатое разнообразие цветочного и растительного орнаментов, многочисленные разработки фигурок птиц – от величавых, дивных пав до скромных лесных щебетуний.

Не менее завораживающим предстаёт и занавес Виктории Николаевны 1989 года – новый этап работы в области растительного орнамента. Данная работа – тоже некий символ весны, цветения природы, пения птиц. Очарование этого сказочного и поэтического произведения очень сильно, а ясно выраженные формы, крупные, легко читаемые, несмотря на их многоликость, изменяемость и сложную ритмическую разра­ботку, сразу же выдают руку создавшего их мастера – индивидуальный творческий почерк Виктории Ельфиной.

К числу лучших и наиболее значительных произведений Виктории Николаевны бесспорно относят и ее скатерть «Снежинка». И, действительно, скатерть эта будто соткана из множества разнообразных по рисунку снежинок. И когда смотришь на неё, то тебя, кажется, зачаровывает их сказочный хоровод. Невольно думается, что не рука художника, а волшебница-природа создала неповторимый по прелести и легкости узор.

Крупное органично и незаметно переходит в мелкое. Все элементы орнамента ритмически перекликаются между собой. Тонко прочувствованная мера изменения рисунка, величины и ритмического соединения частей, колючесть изрезанных узоров рождают ощущение одновременно полета и таяния, то есть постоянного, протекающего на глазах зыбкого движения, как бы исчезновения форм. В этом произведении достигнуто редкое образное соответствие материала, техники плетения, характера орнамента с самой сутью счастливо найденной темы. Недаром даже в языке существует подобное образное выражение – «морозное кружево», а на ум приходят такие поэтические строки: «нитка с ниткою сплетается, кажется, сама зима выплетает вологодские, как снежинки, кружева…». И совсем не случайно то, что с 1964 года кружевное объединение стало называться «Снежинка».

Что говорить, действительно каждый мастер-художник – своеобразный волшебный цветок. Да и вообще художники по кружеву – настоящие хранители и продолжатели давних традиций искусства плетения вологодского кружева, создающие ему славу  и известность во всем мире. И Виктория Николаевна Ельфина – в их ряду, художник с ярким и самобытным талантом.

За три дня до смерти Виктории Николаевны Ельфиной Вера Дмитриевна Веселова побывала у нее в больнице. «Вера Дмитриевна, какую прекрасную жизнь мы прожили!» – слегка задумавшись, сказала Ельфина. На что Веселова ответила: «Да. Интересная была жизнь…».

Новости по теме