12+

Колчеев Сергей Юрьевич (протоиерей Сергий)

Колчеев Сергей Юрьевич (протоиерей Сергий) Нашествие. 1988. ДВП Отказ. 1988. К., м. Орда.Чаша. Батый. 1988. ДВП Март. 1987. К., м. Криуша. На озере Великом. 1986. К., м. Измайлово. Река Серебрянка.	1985. К., м. Новгород. Вид на Детинец от пристани на Торговой стороне. 1987. К., м. Новгород. Апрель. 1987. К., м. Ошевенск. Д. Погост. Август. 1985.	К., м.
  • Колчеев Сергей Юрьевич (протоиерей Сергий)
  • Нашествие. 1988. ДВП
  • Отказ. 1988. К., м.
  • Орда.Чаша. Батый. 1988. ДВП
  • Март. 1987. К., м.
  • Криуша. На озере Великом. 1986. К., м.
  • Измайлово. Река Серебрянка.	1985. К., м.
  • Новгород. Вид на Детинец от пристани на Торговой стороне. 1987. К., м.
  • Новгород. Апрель. 1987. К., м.
  • Ошевенск. Д. Погост. Август. 1985.	К., м.

(09.12.1955 – 22.01.2003)

Живописец, священник.

Священник Сергий Колчеев родился в Москве, в Измайлове, 9 декабря 1955 года. Его мама преподавала в школе русский язык и литературу. Бабушка и дед были родом из деревни Криуша, что по дороге из Рязани в Спас-Клепики. Семья жила в Измайловском лесопарке одним большим родом, хозяйство было усадебное.

С 1966 по 1970 год родители Сергея жили и работали в Берлине, где Сергей обучался в школе при советском посольстве. В 1969 году на художественном конкурсе среди учащихся стран социалистического лагеря рисунок Сергея занял третье место и получил бронзовую медаль. С 1972 по 1978 годы Сергей проходил обучение в МГУ на факультете журналистики, в международной группе. Однако, довольно рано почувствовав разочарование в избранной специальности, ушёл с V курса в армию. После армии он сменил несколько профессий и ряд мест работы.

Увлечение живописью возникло ещё в школе, и в 1982 году Сергей поступает во Всесоюзный Государственный институт кинематографии на художественный факультет. Обучаясь, помимо специальных дисциплин, он большое внимание уделяет изучению истории материальной и духовной культуры, истории философии, русской истории. Начиная с 1974 года, регулярно совершает поездки по России, в основном по Русскому Северу.

В 1988 году с отличием защищает диплом по специальности «живопись» с квалификацией «художник кино- и телефильма». Тема его дипломной работы – «Святой благоверный князь Александр Невский». Многочисленные работы на пленэре и дипломный цикл и составляют собою основной массив живописного наследия протоиерея Сергия Колчеева.

«С 1985 по 1987 год работал в Оптиной пустыни: жил там при Сельхозтехникуме, писал этюды; при помощи живописи я старался увидеть святость Оптиной и многих других мест России, но это бывает возможно только при наличии подобных качеств в душе художника… Однажды я шёл наугад с этюдником по лесу и вышел к Радонежу. Отсюда, совершенно закономерно, дорога вела в Троице-Сергиеву Лавру – на исповедь…» (из автобиографии, 28 июля 1990 года).

Осенью 1989 года он уезжает в Вологодскую область помогать восстанавливать церковную жизнь в городе Никольске и его окрестностях. Служит сначала алтарником, затем псаломщиком. 4 декабря 1990 года его рукополагают во диакона, а 31 марта 1991 года – во священника. Служит на приходе храма в честь Казанской иконы Божией Матери города Никольска до конца своей жизни. Умер отец Сергий 22 января 2003 года, похоронен на Преображенском кладбище города Москвы.

В живописи с наибольшей силой талант отца Сергия проявился в пейзаже. Русский пейзаж был его стихией. На картинах запечатлелись его сокровенные переживания, что вызывала в нем природа, и его глубокие, постоянные, очень внимательные её наблюдения. Выросший в Измайловском лесопарке в окружении прекрасных, величественных деревьев, часть которых была насажена руками его прадеда, бывшего лесничего графа Юсупова, Сергей навсегда сохранил любовь к этой своей малой родине, месту, подарившему ему чувство гармонии бытия. Стремление запечатлеть красоту Измайлова стало одним из главных побудительных мотивов, приведших Сергея к занятиям живописью.

В пейзажах отца Сергия всегда присутствует нечто сокровенное и вместе с тем радостное и ясное. Его живопись вызывает мгновенный отклик. Обезоруживающая простота его подхода определялась тем, что он не интерпретировал природу, не искал «себя» в природе, но стремился отобразить открывавшееся ему. Краски его картин просты, колорит внешне безыскусен, но вместе с тем абсолютно своеобразен и притягателен.

Его подходу чужды декоративизм, стилизаторство, формальная изощрённость, психологизм, субъективизм. Кажется, он сознательно избегал эффектности. Композиционные решения внятны, чётко сбалансированы. Во всём он искал чин и меру.

«Работать стараюсь без мудрований – да хоть бы и наивно <…>, но, главное, чтобы цельно и светло. Ведь содержание живописи нельзя передать словами…» (из письма А. Меситову, 1985 год).

Будучи знатоком и ценителем русской живописи, отец Сергий выделял для себя живопись Ф. С. Рокотова, Г. В. Сороки, П. А. Федотова, Ф. А. Васильева, Н. П. Крымова, С. Ю. Жуковского, В. Е. Попкова. Из западных художников очень ценил Рембрандта, Питера Брейгеля Старшего и, в особенности, пейзажи Клода Лоррена.

Замечательной особенностью живописи отца Сергия является то, что она всегда являлась для него средством познания, была средством выражения его духовного поиска, была частью его духовного пути. Занимаясь пейзажной живописью, он одновременно изучал природу и, сопереживая ей, за зримым угадывал незримое, что привело его, в конце концов, к пониманию природы как Творения.

В сопроводительной записке к дипломному циклу работ о св. Александре Невском будущий о. Сергий написал, что главной его задачей было «показать состояние, в котором происходят события. Духовное состояние, что характерно для древнерусской литературы, подчёркивает состояние природной стихии. Главным выразительным средством для меня здесь является свет во многочисленных своих образах <…> По этому принципу построена вся композиция в целом; она и должна представлять собой единое целое».

Живописное и фотографическое наследие отца Сергия Колчеева само по себе представляет большую художественную и историческую ценность. Оно ждёт ещё своих зрителей, выставок, статей, монографий. Оно ждёт изучения. Духовное значение картин и фотографий отца Сергия мне видится в первую очередь в том, что всё это творения, созданные душою, сначала искавшей Бога, шедшей к Богу, а потом служившей Богу.

Все эти виды Измайлова, Кашина, Переславля, Оптиной Пустыни, Троице-Сергиевой Лавры зовут нас, как тихое ласковое слово, они утешают, радуют, освещают душу тихим светом, который он так любил, который он так ценил, который он так помнил, который он так искал и к которому он, в конце концов, пришёл. В его картинах – красота русской природы, увиденная глазами чистой души, искавшей и нашедшей Единое на потребу.

Даниил Кольцов

Поделиться
Плюсануть
Класснуть