(4.08.1953 – 15.07.2009)

Художник декоративно-прикладного искусства, живописец, график, скульптор.

Родился 4 августа 1953 года в селе Красное-на-Волге Костромской области, в семье потомственных ювелиров. Представители трех поколений Курдюковых по мужской и женской линии были известными мастерами, с детства Владимир мечтал посвятить себя музыке, но не решился нарушить семейную традицию и поступил в Красносельское художественно-промышленное училище. Необходимую подготовку по рисунку получил дома, первым его учителем стал отец Петр Михайлович. Училище это было старинное и знаменитое не только в России. Оно образовалось в XIX веке, складываясь из традиций разных «школ»: местных мастеров золотых и серебряных дел ХVI-ХVIII вв.; тульских мастеров; московской Строгановской школы. Опекуном у старой учебной мастерской было Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. Получив здесь редкую профессию мастера по художественной обработке металла, в 1972 году Владимир отправился в новую жизнь. Он не остался на родине, не пошел работать на завод ювелирного промысла, где трудились его родители. Владимир уехал с Волги в далекий сибирский город Томск, где требовались художники подобного профиля. Работал в мастерских Художественного фонда РСФСР, выполнял по индивидуальным заказам подарочные кубки, для залов торжеств – люстры ручной работы. Одновременно создавал произведения ювелирного искусства, участвовал в художественных выставках края, Москвы. В 1984 году вступил в члены Союза художников РСФСР В самом начале перестройки в России, в 1987 году, переехал в Вологду, где жили его родственники и откуда удобнее было навещать стареющих родителей, посещать новые художественные выставки Москвы и Ленинграда.

В первой вологодской мастерской, которая размещалась в тесном и темном помещении, на стенах висели реалистические портреты друзей и натюрморты, привезенные из Томска. Уже тогда по ним можно было выделить некоторые художественные стороны искусства автора: монументальность композиционного мышления, лаконичность, упругость плавных линий рисунка; в живописи – декоративные тенденции (например, в цвете – тонкость колористического решения сближенных и контрастных тонов; в манере письма – энергичный мазок широкой кистью). Оказывается, эту «школу мастерства» Владимир воспринял у Николая Павловича Косенкова – ленинградского художника-монументалиста, выпускника Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, который в 1970-е годы преподавал в Красносельском училище. Рядом с этими рисунками удивительно было видеть стол с инструментами, лупу, склоненную фигуру художника, увлеченно работающего над миниатюрными изделиями: кольцами, брошами. Из Томска Владимир привез и одну из авторских люстр. Она представляла собой изысканное произведение декоративно-прикладного искусства, выполненное в ретростиле «русского модерна». А состояла из каскада металлических, свисающих стеблей, словно прогибающихся под тяжестью прозрачных, красных ягод, отлитых из оплавленного стекла, которые неожиданно загорались рубиновым цветом при включении лампы. В ювелирных изделиях в основе композиции автор смело сочетал конструктивное начало с элементами растительного мира, фигурами птиц, животных.

Вологодский период в жизни Владимира Кордюкова начался с творческого подъема. К этому времени он был уже зрелым художником, полным сил и энергии. Здесь он встретил сложившуюся художественную атмосферу традиционного ювелирного искусства усольских эмалей, северной черни, а рядом не менее знаменитый промысел вологодского кружева. Художник задумал соединить металл и кружево, чего ранее не было в ювелирном искусстве. Познакомился в Вологде с художником В. Д. Веселовой, которая давно сама мечтала о создании кружевных ювелирных украшений, но не находила мастера. Так счастливо соединились две мечты об одном. Совместная экспериментальная работа дала прекрасные результаты. Созданные ими оригинальные художественные изделия современного ювелирного искусства сегодня находятся в собрании ВГИАи ХМЗ. Далее Владимир начал работать один. Освоил технологию расчетов узоров для сколков и плетение кружева, обратился к более свободным, раскрепощенным формам в металле. В итоге имел большой успех и признание на международном биеннале в Брюсселе – «Новое в кружеве». Королева Бельгии Фабиола приобрела с выставки композицию «Ночные бабочки» и передала в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. Совершив первое открытие в создании нового искусства, Владимир вдохновенно отправился в очередную неизвестность.

Официальный сайт Муниципальной художественной галереи Костромы

Новости по теме