(14.10.1842 – 31.03.1904)

«Дать обществу картину настоящей, неподдельной войны – нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны...»

Родился в Череповце в семье небогатого помещика. Окончил морской корпус первым учеником, хотя не собирался становиться офицером и уже тогда обучался в школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Подав в отставку в 1861 – 1863, учился в петербургской Академии художеств у А. Маркова, А. Бейдемана. Оставил Академию до окончания курса, не принимая школы академического искусства с его идеализацией и условностью. Картон на тему из античной мифологии, одобренный академическим начальством, сжег. Отправился на Кавказ, заполнил зарисовками три толстых альбома. Эти зарисовки и исполненные по ним композиции (1865 – 1866) предшествовали первым батальным полотнам Верещагина. Художественное образование продолжал в Париже, в Школе изящных искусств под руководством Жерома.

Возвратившись из Парижа, отправился на Кавказ, где преподавал рисунок в одном из тифлисских женских учебных заведений. Кавказские рисунки художника печатались в русских и французских журналах.

Верещагин много путешествовал: бывал в Крыму, на Дунае, в Сирии и Палестине, в Америке и Японии. Ему довелось участвовать в боевых действиях русских войск в Туркестане (1867 – 1870): в качестве вольноопределяющегося художник был прикомандирован к русской армии. Участвуя в боях, Верещагин проявлял необычную смелость и решительность. Известен эпизод, когда он в одиночку с саблей и револьвером отбился от целого отряда степняков. За личное мужество был награжден Георгиевским крестом.

В годы пребывания в Мюнхене создал серию картин на темы туркестанской войны (1869 – 1873), среди них такие известные, как «Апофеоз войны» (1871 – 1872), «Забытый» (1871), «Смертельно раненный» (1873) и др. Часть картин объединена в сюиту «Варвары», где Верещагин с огромной силой показал суровый лик войны. Последняя картина сюиты – «Апофеоз войны», – изображающая груду черепов, посвящена художником «всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Для Верещагина была характерна работа сериями, каждая из которых представлялась ему в виде некой «эпической поэмы». Коллекция туркестанских картин, выставленная в 1873 в Лондоне, произвела сильное впечатление на публику. В Петербурге художника обвинили в тенденциозности. Это заставило его снять и сжечь три полотна: «Окрркили – преследуют», «Забытый» и «Вошли». Всего же туркестанская серия насчитывала 121 полотно.

Академия художеств, отдавая должное трудам Верещагина, присвоила ему звание профессора, но художник отказался, считая должности и звания вредными для искусства.

В 1874 художник отправился в Индию и пробыл там два года, сделав множество этюдов. Картины по ним создавал уже в Париже в 1876. В индийском цикле он хотел показать «историю заграбастания Индии англичанами». Серия включала 22 полотна.

Верещагин участвовал в русско-турецкой войне (1877 – 1878) и был ранен на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Ему довелось присутствовать при Плевенском сражении, а во время набега на Адрианополь даже исполнять должность начальника штаба. Русско-турецкой войне был посвящен цикл полотен, в который вошли: «Шипка-Шейново» (1878 – 1879), «Побежденные. Панихида» (1878 – 1879), «Перед атакой» (1881), «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881) и др. – всего 13 картин. Наибольшей популярностью пользовалось полотно «На Шипке все спокойно!» (1878 – 1879), на котором изображена гибель замерзающего часового, которого загулявшие командиры «забыли». Его картина «Побежденные. Панихида» – страстный протест против жестокости войн: поле битвы, усеянное трупами русских воинов, зверски изуродованных турками, произвело огромное впечатление на современников.

В 1879 – 1880 он провез индийскую и болгарскую коллекции по главнейшим городам Европы.

В 80-е художник написал три картины, осуждающие смертную казнь как метод расправы правящей силы с народом: «Римская казнь», «Английская казнь в Индии», «Казнь через повешение в России». Следующий значительный цикл работ – «Наполеон в России» (1889 – 1900) – был посвящен борьбе русского народа против французского нашествия. Наиболее известны картины: «Конец Бородинского боя», «В Кремле пожар», «Расстрел поджигателей», «На большой дороге. Отступление, бегство», «Ночной привал великой армии».

В последние годы жизни Верещагин посетил Филиппины и Кубу. Его кисти принадлежат и несколько картин на темы испано-американской войны.

В 1904 художник отправился на театр русско-японской войны и погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца «Петропавловск». Выдающийся критик В. Стасов писал, что Верещагин «принадлежит к числу самых значительных, самых драгоценных художников-историков нашего века».

Комарова Ирина Ильинична. Верещагин Василий Васильевич (1842 – 1904) / И.И. Комарова, Н.Л. Железнова // Художники: – М., 2003. – C. 102 – 105.

Новости по теме