(8.09.1919 – 24.05.2006)

Художник декоративно-прикладного искусства (кружевоплетение), заслуженный художник РСФСР.

Вера Дмитриевна Веселова (ранее Индичёва) родилась 8 сентября 1919 года в крестьянской семье в маленькой деревеньке Бревново Кубеноозерского района Вологодской области. Мать и бабушка были потомственными кружевницами. Сама о себе Вера Дмитриевна говорила так: «Детство мое прошло под звон коклюшек и весенний расцвет яблоневого сада, вся наша деревня утопала в саду. С детства любила кружева и очень хотелось учиться и быть полезной кружевницам».

В 1933 году Веселова поступила в Вологодскую профессионально-техническую кружевную школу. В творческой автобиографии находим следующие строки: «В сентябре 1933 года поступила учиться и в январе 1935 года окончила Вологодскую кружевную художественную школу. После окончания работала зав. производством Марковской кружевной артели, но все время была мечта создавать новые рисунки кружев. И в 1938 году меня переводят работать художником в лабораторию Волкружевсоюза. В 1939 году Волкружевсоюз направляет учиться в Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина».

Но Великая Отечественная война прервала обучение. В 1941 году вместе с другими учащимися Вера Дмитриевна была на оборонительных работах под Москвой и Смоленском: «Всех девчонок в трудовую армию забрали; меня с подругой на родину решили отправить. Просидела я двое суток на вокзале, уехать не смогла и вместе с девчонками поехала под Смоленск окопы рыть. Автобусов двести было в той колонне. Привезли нас под Смоленск, на берег Днепра, с питанием первые четыре дня не налажено было, так я своих девчонок сахаром подкармливала из тех двух килограммов, что для дома припасла. На окопах я комиссаром роты была. Вставали в четыре утра. Сначала плохо получалось, а потом как махнешь, земля высоко летит. Неожиданно нашу работу прервали. Оказалось, что крайние, кто рыли, к немцам в плен попали…»

В конце 1942 года она вернулась в Вологду, возобновила работу в Волкружевсоюзе и с тех пор полностью отдавала все свои силы и знания развитию промысла. С марта 1945 года по май 1947 года Вера Дмитриевна Веселова работала инженером производственного отдела Волкружевсоюза. С 1 мая 1947 года президиумом Волкружевсоюза была переведена заведующей художественной лабораторией. Работала в этой должности до мая 1954 года.

Став художником в Вологодской кружевной артели, а позднее и главным художником кружевного объединения «Снежинка», Вера Дмитриевна способствовала сохранению чистоты традиций, «очищению» вологодского кружева от привнесенных чуждых элементов, при этом развивая орнаментальную природу кружевного промысла и обогащая фактуру изделий.

Веселова много работала над улучшением и расширением ассортимента для костюма, создавая конструктивные и практичные вещи. Ее воротнички, галстуки, шарфы, косынки, накидки, различные вставки всегда отвечали духу времени и моде.

Вера Дмитриевна как художник никогда не боялась экспериментировать, грамотно сочетая кружево с металлом в ювелирных изделиях, используя в небольших украшениях бисер, жемчуг, цветное стекло, не выходя, однако, за пределы традиционного русла вологодского кружева.

Совместно с Владимиром Петровичем Кордюковым были созданы уникальные ювелирные кружевные украшения – колье «Вологодское», гарнитуры «Птицы» и «Ночные бабочки».

Среди парадных тематических произведений, созданных в 1950-е годы, наибольшую известность получил выполненный в сцепной технике занавес Веры Дмитриевны Веселовой «Миролюбивая Москва» или, как его иначе называют, «Свет мира над Москвой» (1954 г.). Занавес монументален и торжественен. Словно глядя в окно, зритель видит Спасскую башню Кремля. Вверху возле солнечного полукруга изображены фигуры голубей с оливковыми ветками в клювах. Эта эмблема мира в сочетании с архитектурным символом Москвы достаточно полно раскрывает эту тему, являясь неким обращением, призывом к миролюбивой политике.

Используя в кружеве отвивные петельки, бородавчатые насновки, выделяя паучки и акцентируя скань полотнянки узора, Вера Дмитриевна создает поистине драгоценные произведения, в которых присутствует чувство меры и чувство красоты.

Художник серьезно подходит к решению любой темы, вычленяет самое главное и работает на ритмическом повторе небольшого количества кружевных элементов, добиваясь высокого эмоционального звучания.

В последующие годы она много работала над сюжетными композициями, создавая образ родного города, отражая в кружеве поэтические сказки А. С. Пушкина, сюжеты устного народного творчества.

Ее скатерти «Ладья», «Птицы-небылицы», «Узорная», «Весна», панно «Вологда», многочисленные салфетки, такие как «Яблонька», «Венок», «Лето», «Иней», «Вологодская», «Полюшко-поле» стали классикой современного вологодского кружева. Они побывали на многих отечественных и зарубежных выставках, получили высокие оценки специалистов.

А вот это фрагмент скатерти «Птицы-небылицы»:

– Как ведь было, – объясняла Вера Дмитриевна свою задумку, – сначала я в квадраты зверей посадила. Посмотрела, посмотрела и решила – грубовато и как-то сердито. Дай, думаю, птиц посажу. А взяла их со старинных прялок и вышивок. Там много всяких диковинных птиц – и сирин, и павы, и фениксы. Двух птиц сама придумала. Вот на скатерти и нет ни одной одинаковой. А выставочный экземпляр этой скатерти плели у нас на «Снежинке» тридцать кружевниц, по 80 пар коклюшек у каждой было… – вспоминала Вера Дмитриевна.

Замечательную династию художниц-кружевниц Веселовых продолжила в объединении «Снежинка» и дочь Веры Дмитриевны – Надежда Валерьевна Веселова. В результате совместной работы Веры Дмитриевны с Надеждой Валерьевной появились две узорные цветные скатерти «Угощаю рябиной» (1987 г., посвящено А. Яшину) и «Красные цветы мои» (посвящено Н. Рубцову).

За время своей творческой деятельности Вера Дмитриевна создала сотни прекрасных произведений, свидетельствующих о своеобразном почерке Мастера. Волшебным миром грез, чарующими узорами, поэтической сказкой, заснеженными песнями называют кружевные изделия художницы. Они отличаются сдержанностью, немногословностью, чрезвычайно лаконичным языком, но при этом обладают яркой образностью.

Луиза Дерендяева, старший научный сотрудник Музея кружева

Новости по теме