Семью Писанко нередко называют «крепким музыкальным кланом». Три ее поколения ведут профессиональную деятельность в области музыкального искусства.

Вологжане хорошо помнят старейшину рода Ивана Георгиевича Писанко, в юности блестящего исполнителя на балалайке и баяне, в дальнейшем – руководителя оркестров.

Его сын Валерий Иванович длительное время работал в Вологодской государственной филармонии. Дети Валерия Ивановича – Павел и Анна – выпускники фортепианных классов престижных консерваторий. Оба отмечены званиями лауреатов различных исполнительских конкурсов.

И все-таки, высоким смыслом жизни и деятельности почти всех представителей этой большой семьи музыкантов является педагогическая работа с детьми и юношеством. Секретами искусства благотворного влияния на сознание и чувства ученика, вовлечения его в серьезную работу, воспитания профессионала овладели педагоги Писанко в итоге многолетних трудов и глубоких раздумий… Общий стаж этого подвижнического труда уже приближается к 200-м годам!

…Его выпуск из Вологодского музыкального училища пришелся на 22 июня 1941 года. Иван Георгиевич Писанко еще успел некоторое время поработать преподавателем музыкальной школы, но многие его сокурсники и педагоги с первых дней войны ушли на фронт. «Я знал, что скоро придет и мой черед, – говорил И. Г. Писанко много лет спустя. – Может быть, потому так радовал меня каждый урок, так хотелось успеть увидеть первые результаты своего труда. Однако прошло совсем немного времени, и воинский эшелон увез наш отдельный минометный дивизион очень далеко от тихой Вологды».

Время учебы теперь вспоминалось Ивану Писанко как светлая пора юности, когда став студентом, он с одинаковым успехом постигал искусство игры сразу на четырех инструментах, как был отмечен жюри Всесоюзного конкурса исполнителей на русских народных инструментах (1939), а потом приглашен для сольных выступлений в концертно-эстрадное бюро Вологды… И таким близким казалось осуществление заветной мечты. Все резко оборвала война.

В Лепельском военно-пехотном училище, расквартированном в Череповце, он получил специальность артиллериста. Воевать начинал на Северо-Кавказском фронте. Первое ранение настигло в декабре 1942 года. Восемь месяцев госпиталей, операции, усилия лечащих врачей и собственная жажда жизни победили смерть. И уже в составе Первого Украинского фронта, он участвовал в освобождении Берлина и завершал войну в Чехословакии. Иван Георгиевич редко доставал боевые награды и, как большинство фронтовиков, совсем не любил рассказывать о войне.

С 1946 года он приступил к педагогической работе в музыкальном училище. Среди воспитанников И. Г. Писанко оказалось немало бывших солдат. Им было гораздо труднее, чем юным выпускникам школ, и учитель, сам недавний фронтовик, понимая эти сложности лучше, чем кто-либо другой, всегда приходил на помощь.

Иван Георгиевич руководил оркестрами баянов и русских народных инструментов – это были отличные постоянно концертирующие коллективы областного центра. Но главным делом педагога оставалась кропотливая работа в классе. «Иногда становилось неуютно под его прищуренным взглядом, – вспоминал А. А. Белов, директор ДМШ № 4 Вологды, – особенно, когда не очень хорошо знал урок. Зато если удавалось отлично сыграть заданный материал, мы просто расцветали от его теперь уже весело сощуренных глаз. И до сих пор мы проверяем свои поступки по планке Ивана Георгиевича, по его уровню ответственности за порученное дело, по его принципиальности».

В 1965 году присвоением И. Г. Писанко почетного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР» был по достоинству отмечен труд музыканта-педагога, которому удалось создать свою школу, подготовить для Вологодчины десятки квалифицированных баянистов и передать им глубокое чувство любви к музыке.

Верной спутницей И. Г. Писанко, мудрой берегиней семейного очага и заботливой матерью двоих детей стала его супруга Мария Ивановна. Выпускница музыкального училища, она всю жизнь проработала учителем пения в школах и музыкальным воспитателем в детских садах. Ее фантазии, завидной энергии и какого-то особого педагогического дара хватало на организацию многочисленных детских праздников, проведение разнообразных музыкальных занятий. Много сил она отдавала заботам о здоровье «Георгиевича», занятиям сына Валерия и дочери Людмилы, а позже – внука Павла – любимца семьи, одаренного юного пианиста.

Великолепные музыкальные способности Ивана Георгиевича, ребенком вывезенного в вологодские края (его родители были депортированы с Украины), щедро проявились в детях и внуках. Дочь Людмила – выпускница фортепианного отделения Вологодского музыкального училища, несколько лет преподавала и выступала в Вологде, затем, выйдя замуж, переехала в Белгород Днестровский, что под Одессой.

Валерий успешно окончил фортепианный факультет Киевской консерватории. Вернувшись в Вологду, преподавал и концертировал в составе филармонических групп. Как солист-пианист он до сих пор отдает предпочтение самым сложным образцам мировой классики.

С 1993 года В. И. Писанко заведует фортепианным отделением музыкального колледжа. В 1997 году он был удостоен звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». От отца Валерий Иванович унаследовал неукротимую внутреннюю энергию, которая буквально заражает коллег и учеников. Это, пожалуй, именно тот случай, когда яркая эмоциональность дает гораздо большие результаты, чем либеральное равнодушие. И в тех, кто работает рядом с ним, В. И. Писанко ценит в первую очередь ощущение участника единой команды, честное, настойчивое, глубоко профессиональное и никогда не безразличное отношение к своему труду.

За его плечами немало лет педагогической работы, а значит, накоплен ценный методический опыт, но Валерий Иванович считает, что для него еще не наступило время мемуаров и спокойного кабинетного осмысления итогов. «Занят до отказа» – таково его обычное состояние и по сей день. И все-таки, в интервью, выступлениях, в простом общении прорывается его особый «писанковский» взгляд на суть дела, которым он занимается: «Обучение музыканта-пианиста в условиях колледжа всегда оказывается архисложной задачей. Параллельно с формированием характера и профессиональных взглядов на музыку встает проблема воспитания пианистического аппарата. Физиология каждого ученика настолько индивидуальна, что, безусловно, требует дифференцированного подхода. Наши воспитанники зачастую еще подростки. У одного хорошие гибкие руки, другому не хватает пластики… И очень маленькая, и наоборот – большая рука выдвигают свои сложности для преподавателя и его воспитанника… И по своей эмоциональности дети чрезвычайно разные, но без огромного труда учителя и ученика трудно рассчитывать на успех…» Таким образом, возраст и индивидуальные возможности каждого ученика всегда являются предметом особого внимания педагога.

«А в более общем плане, – продолжает Валерий Иванович, – я считаю, что в нашем искусстве, как и в балете, основой воспитания музыканта должна быть классика. Именно классический репертуар формирует многие основные принципы пианизма, вырабатывает точный художественный вкус!»

Пожалуй, именно дети Валерия и Светланы Писанко в полной мере испытали на себе благоприятные последствия ранней подготовки к профессии музыканта. У каждого из них уже в детстве, в родительском доме был свой «класс» – комната с собственным инструментом. На первых порах Анну и Павла обучала мама – прекрасный специалист, тогда педагог ДМШ № 2 имени Трифонова. Уже несколько лет она является ведущим преподавателем специализированной музыкальной школы при колледже. Методика Светланы Петровны всегда дает хорошие результаты, и сейчас уже немалое число ее воспитанников продолжили образование в классе Валерия Ивановича. И собственных детей он взял «под свое крыло» в старших классах музыкальной школы. В итоге оба закончили консерватории, Анна – в Киеве, Павел – в Санкт-Петербурге. Анна стала лауреатом Всероссийского конкурса имени Игумнова (Липецк) и Международного конкурса в Болгарии. Прошла аспирантуру под руководством заслуженного артиста Украины Юрия Кота и начала педагогическую деятельность.

Павел успешно занимался в классе народной артистки России Татьяны Кравченко, стал лауреатом первой премии международного конкурса в Киеве (2001 год). Некоторое время работал в Вологодской областной филармонии. С Ярославским симфоническим оркестром исполнял Рапсодию на тему Паганини на юбилейном Рахманиновском фестивале. Сейчас живет и работает в Санкт-Петербурге.

Творческая судьба Анны и Павла пока на старте, но фундамент их дальнейших успехов, несомненно, заложен в Вологде.

Элла Кириллова