12+

Интервью Зураба Нанобашвили

Зураб Нанобашвили: Искренность – самое главное в театре

Зураб Нанобашвили Сцена из спектакля «Дон Жуан» Сцена из спектакля «Дон Жуан»
  • Зураб Нанобашвили
  • Сцена из спектакля «Дон Жуан»
  • Сцена из спектакля «Дон Жуан»

Считанные дни остались до открытия 165-го творческого сезона в Вологодском ордена «Знак Почета» государственном драматическом театре. Художественный руководитель театра, режиссер Зураб Нанобашвили «приоткрыл нам кулису», чтобы мы смогли узнать все главные новости предстоящего сезона.

Зураб Анзорович, какие премьеры готовятся на сцене драмтеатра?

12 октября мы открываем сезон спектаклем «Дон Жуан». А впереди зрителей ждет еще много интересного. Будет премьера и на малой сцене – постановка по пьесе Чехова «Вишневый сад», но чуть позднее: сейчас у нас в активном прокате «Гамлет» и «Дом Бернарды Альбы», а для подготовки нового спектакля нужно будет остановить показы, чего пока делать не хочется. «Гамлета» в прошлом сезоне мы показали 40 раз.

21 декабря выпускаем спектакль для детей «Летучий корабль», который поставил приглашенный режиссер из Иванова Роман Родницкий.

Что касается ближайших режиссерских планов, то сейчас у нас в работе любопытная пьеса Лагарса «Я была в доме и ждала, чтоб дождь пришел». Очень грустная, немного странная, женская пьеса, составленная, казалось бы, из бессмысленных фраз. Но в ней есть такая горечь потери надежды, горечь отсутствия любви в нашем разобщенном мире! Если Дон Жуан открыто заявляет о своих убеждениях, распространяет как болезнь свою идеологию, то здесь все замкнуто и тихо, но от этого не менее трагично.

Параллельно уже началась работа над шекспировской пьесой «Ричард II», эту постановку мы готовим к предстоящему фестивалю «Голоса истории».

Почему сезон открывается именно «Дон Жуаном»?

Мне кажется, что это герой нашего времени. Он, безусловно, верит в Бога, но отрицает его. Это человек-дуэлянт, который находится в постоянном поединке с самим собой и со всем миром. Дон Жуан, конечно, сгорит в аду, но ведь он победил – победил мораль, показал, как легко разрушить все устои общества. Если бы он не выиграл этот поединок, то мы не вспоминали бы о нем спустя несколько веков.

Театр буквально на днях вернулся из Сыктывкара – расскажите об этой поездке и о подготовке к новым фестивалям.

В Сыктывкаре мы закрывали Северный театральный фестиваль, посвященный 150-летию со дня рождения Константина Станиславского. Мы сыграли «Дом Бернарды Альбы» на сцене Академического театра драмы имени Виктора Савина. Выбор именно этого спектакля не случаен. Он очень живой, пульсирующий, на нашей малой сцене идет уже 10 лет и с каждым годом в нем появляются новые краски: актрисы приобретают новый жизненный опыт, и это отражается на их игре. Если раньше в спектакле было много азарта и эмоциональности, то сейчас в нем проявились грусть и трагизм – он становится более чувственным, проникновенным. «Дом Бернарды Альбы» концептуален, «проверен» на других фестивалях, да и транспортировать декорации и костюмы к нему легче, чем к другим спектаклям.

В феврале следующего года мы планируем побывать в Челябинске, на фестивале-лаборатории «CHELоВЕК театра», где представим спектакль «Праздник одиночества Пиросмани». В марте со спектаклем «Гамлет» едем в Белоруссию на Международный молодежный театральный форум «М.art.контакт», который проходит в Могилеве как раз в Международный день театра. Вообще приглашений на фестивали драмтеатр получает очень много, но соглашаемся мы только на те варианты, которые предполагают полную оплату нашего проезда и проживания.

Помимо выездов на фестивали, мы продолжаем гастрольную работу по области: в октябре, например, едем в Липин Бор, Белозерск и Череповец. Два дня подряд в сентябре показывали в череповецком Дворце металлургов спектакль «Карлик Нос», и оба раза были аншлаги. Гастрольный график уже утвержден до апреля 2014 года. Хотелось бы выезжать и за пределы Вологодчины, но это не всегда получается.

Что, на ваш взгляд, дает участие в фестивалях театру и актерам?

Во-первых, предлагая свои спектакли другому зрителю, мы проверяем их на прочность. В Сыктывкаре во время показа «Дома Бернарды Альбы» зал был полон и никто не ушел после первого акта, несмотря на то, что драма довольно тяжелая. Потом в местной прессе наш спектакль назвали жемчужиной фестиваля. Это говорит о высоком уровне театрального искусства в Вологде – небольшом городе, где тем не менее существует много театров, и все они конкурентоспособны.

А как нас любят вологодские зрители! Я чувствую это, мы не обделены вниманием. Для меня очень важно, чтобы человек шел в театр не для того чтобы увидеть на сцене знаменитостей и развлечься: театр – это не зоопарк. В репертуаре должны быть полноценные спектакли, дающие пищу для размышлений, где и декорации несут свою смысловую нагрузку, где в одном «букете» сосуществуют световая партитура, музыкальный ряд, игра артистов, концепция режиссера, работа всех служб. Из всего этого складывается целостность спектакля, над которым работает большая команда. Например, в «Дон Жуане» на сцене будет 20 человек, а за сценой – еще 30, и каждый из них любит то, чем он занимается.

Летом в рамках проекта «Открытое общество» была снята телеверсия спектакля «Гамлет», которую сейчас можно увидеть на сайте «Культура.рф». Как вы относитесь к этой тенденции – появлению экранных версий?

У этой медали две стороны. Как режиссер я отношусь к этому негативно, а как продюсер и директор театра – поддерживаю эту тенденцию, ведь благодаря телеверсии спектакль становится более известным. Хотя тут много спорных моментов. Увидев ролик о «Гамлете», сделанный для сайта «Культура.рф», я очень удивился: судя по нему, у нас получился какой-то детективный блокбастер, а ставили умный и тонкий спектакль о глубоких человеческих переживаниях.

Но вместе с тем я прекрасно понимаю, что сегодня без телеверсии спектакля не обойтись, потому что большая часть нашего общества мыслит именно медиаобразами. Без участия СМИ, в особенности телевидения, сделать спектакль по-настоящему популярным невозможно. Хотя между популярностью и творческим интересом нельзя поставить знак равенства: фильм или спектакль могут стать очень популярными на какое-то время, но потом могут быть забыты. К счастью, «Гамлета» это не коснулось, потому что, несмотря на появление телеверсии, остался зритель, который хочет смотреть его в театре. У нас есть еще телеверсия спектакля «Карамазовы и ад», которую уже показали на канале «Театр». Но к этому я отношусь легче, поскольку спектакль мы не играем.

Интернет и телевидение таит в себе еще одну проблему. Однажды я увидел в другом театре спектакль, сценическое решение которого было полностью скопировано с нашего спектакля, вышедшего годом ранее. Но мы не можем не выкладывать фотографии и видеоролики в Интернет – нужно информировать общественность и зрителя о том, что происходит в театре, над чем мы работаем. Поэтому, наверное, надо быть готовым к таким ситуациям. Достойной заменой телеверсиям может стать документальный фильм об истории постановки.

На сайте драмтеатра есть интересный цикл таких фильмов «История одного спектакля», посвященных нашим постановкам: «Дом Бернарды Альбы», «Дневник Анны», «Доходное место», «Сон в летнюю ночь», «Карамазовы и ад», «Ночь перед Рождеством» и некоторых других.

Как вы думаете, что зритель сегодня ждет от театра?

Искренности, потому что это в театре самое важное. Если искренни те, кто стоит на подмостках, то устанавливается эмоциональная и духовная связь со зрителем. И если атмосферы на сцене и в зале «сомкнулись», будто звезды сошлись на небе, тогда и происходит чудо, которое мы называем искусством.

Ирина Сорокина

Поделиться
Плюсануть
Класснуть