12+

Артем Манчутин: «Мой «Приют старой техники» – это кружок для повзрослевших пацанов»

Поймать улыбку Артёма на фотографии оказалось сложнее, чем мы думали. Но это не значит, что он не улыбается!В импровизированный музей ретро-автомобилей в деревне Бурцево под Вологдой мы попали зимой – кажется, что все машины спят. Летом здесь всё оживет – и природа, и экспонаты. В каждой машине можно посидеть, пофотографироваться, поразглядывать детали – не зря это место так популярно у фотографов. Создатель и единственный сотрудник музея – вологжанин Артём Манчутин. Сейчас в его коллекции порядка 80 машин и тысячи других экспонатов, каждый из которых по-своему рассказывает о советской эпохе. Здесь собирается всё – от игрушек до автомобилей. Надеемся, что эта беседа с Артёмом о старой технике станет хорошим подарком для наших читателей к 23 февраля.

Артём, как пришла идея создать музей старой техники?

Всё началось, наверное, еще с детства. Отец всю жизнь проработал водителем, поэтому вокруг меня постоянно были велосипеды, мопеды, мотоциклы. Он постоянно дарил мне модельки автомобилей, и я начал их коллекционировать. Потом у меня появился сначала «Москвич», потом «Запорожец», потом ГАЗ-69. Вообще, к транспорту всегда душа лежала: когда видел где-то в городе заброшенный автомобиль, сердце ёкало. Начал постепенно собирать машины – покупал их и пытался сохранять, даже не зная еще, что я с ними буду делать. Они у меня стояли по всей округе. До сих пор обидно, что не приобрел когда-то интересные модели только из-за того, что их негде было хранить.

В 2017-м мне повезло – удалось выкупить соседний участок, 20 лет я о нем мечтал. Просили за него дорого, но я понимал, что мне выпал один шанс на миллион, – пришлось продать долю в квартире и несколько машин. Теперь на 28 сотках можно разместить все имеющиеся экспонаты, и под будущие место есть. Мы с отцом начали благоустраивать участок своими силами: выкорчевываем кусты, вручную кладем асфальт. Без больших финансовых вложений дело идет медленно, но я и не спешу никуда. Выйду вечером во двор и работаю до мозолей, пока руки лопату держат. Отдохну пару дней – и снова работать. Первую экспозицию в музее – якорь и спасательный круг из легендарного кафе «Лукоморье» – я посвятил своему деду, который всю жизнь был связан с водным транспортом.

В день интервью удалось поймать редкое в этом году солнце. «Боевой товарищ» Артема: желтый Москвич, на котором он исколесил полстраны. Икарус, который спасало 200 человек.Автобус служил в ФСБ Москвы. После «службы» Икарус приехал в Вологодскую область, чтобы возить туристов. Жизнь – сложная штука. Автобус все равно сдали бы на металлолом. Но благодаря людям он теперь в надежных руках. Запорожец 968М приехал из Харовска. История, как и у многих экспонатов музея, не особо оригинальна: владелец давно умер, а машина так и доживала бы свой век в гараже, если бы только хозяева не отдали ее в приют. Редкий экземпляр на постсоветском пространстве – Trabant 601 – пластиковый (!) автомобиль 60-х годов из ГДР. Очень редкая модель – Opel Record 1969 года в кузове «хард-топ». Всего было произведено 3000 штук. Машину отдали за смешные деньги даже по ценам металлолома, но работы пришлось проделать много – предыдущий хозяин попал в аварию, из-за всю переднюю часть автомобиля пришлось собирать заново. Зимой машины в приюте «спят» – прежде чем смотреть экспонаты, их нужно почистить от снега. Артема отличает сильная любовь к деталям. Только посмотрите на эти цвета! Москвич 423 1958 года. Летом здесь все заиграет новыми красками, а пока машинки ждут навеса, чтобы не мерзнуть под снегом. Отдельная экспозиция посвящена журналу «Моделист-конструктор». Аэросани и трактор сделаны руками дедушки Артема. Москвич 407 1963 года. Не стоит ждать, что после реставрации он будет выглядеть как новый. Машине больше 50-ти лет, дайте старости идти своим чередом! «Волга» ГАЗ-22 как у Юрия Никулина. Огромный универсал приюту подарил вологодский дирижер Виктор Кочнев. Ему же машина служила более 20 лет. Среди «Волг» разных форм и размеров затесалась Шкода 120-й модели. Москвич 2137 «цитрон» — самая яркая и красивая (по мнению автора материала) машина в приюте. ПАЗик отдала бабушка 84 лет! Артем рассказывает, что она очень хотела сохранить его для внуков, чтобы они продолжили ее профессию (а она была водителем со всеми категорями), но внуки стараний не оценили. Правее – полностью оригинальный автобус ЛАЗ.
  • В день интервью удалось поймать редкое в этом году солнце.
  • «Боевой товарищ» Артема: желтый Москвич, на котором он исколесил полстраны.
  • Икарус, который спасало 200 человек.Автобус служил в ФСБ Москвы.
  • После «службы» Икарус приехал в Вологодскую область, чтобы возить туристов.
  • Жизнь – сложная штука. Автобус все равно сдали бы на металлолом. Но благодаря людям он теперь в надежных руках.
  • Запорожец 968М приехал из Харовска. История, как и у многих экспонатов музея, не особо оригинальна: владелец давно умер, а машина так и доживала бы свой век в гараже, если бы только хозяева не отдали ее в приют.
  • Редкий экземпляр на постсоветском пространстве – Trabant 601 – пластиковый (!) автомобиль 60-х годов из ГДР.
  • Очень редкая модель – Opel Record 1969 года в кузове «хард-топ». Всего было произведено 3000 штук. Машину отдали за смешные деньги даже по ценам металлолома, но работы пришлось проделать много – предыдущий хозяин попал в аварию, из-за всю переднюю часть автомобиля пришлось собирать заново.
  • Зимой машины в приюте «спят» – прежде чем смотреть экспонаты, их нужно почистить от снега.
  • Артема отличает сильная любовь к деталям.
  • Только посмотрите на эти цвета! Москвич 423 1958 года.
  • Летом здесь все заиграет новыми красками, а пока машинки ждут навеса, чтобы не мерзнуть под снегом.
  • Отдельная экспозиция посвящена журналу «Моделист-конструктор». Аэросани и трактор сделаны руками дедушки Артема.
  • Москвич 407 1963 года. Не стоит ждать, что после реставрации он будет выглядеть как новый. Машине больше 50-ти лет, дайте старости идти своим чередом!
  • «Волга» ГАЗ-22 как у Юрия Никулина. Огромный универсал приюту подарил вологодский дирижер Виктор Кочнев. Ему же машина служила более 20 лет.
  • Среди «Волг» разных форм и размеров затесалась Шкода 120-й модели.
  • Москвич 2137 «цитрон» — самая яркая и красивая (по мнению автора материала) машина в приюте.
  • ПАЗик отдала бабушка 84 лет! Артем рассказывает, что она очень хотела сохранить его для внуков, чтобы они продолжили ее профессию (а она была водителем со всеми категорями), но внуки стараний не оценили. Правее – полностью оригинальный автобус ЛАЗ.
Музей не похож на ретро-коллекцию в привычном понимании. Какова его миссия?

Мне хочется собрать в одном месте и показывать людям редкие интересные вещи, рассказывающие о нашем общем недавнем прошлом. У многих нет возможности всё это увидеть, а я много ездил по стране, посещал ретро-фестивали, выставки, и мне захотелось создать в Вологде место, хранящее эти воспоминания, это настроение. Я-то сам этим любуюсь каждый день и налюбоваться не могу, пусть и другие люди это видят.

Почему музей так называется – «Приют старой техники»?

«Приют» – потому что все машины я стараюсь сохранить в оригинале – в том виде, в каком их помнят люди, отдавшие их сюда, их бывшие хозяева. А «старая техника» – потому что, кроме автомобилей, здесь хранятся телевизоры, радио, холодильники и многое другое. Машины чаще всего поступают в очень плохом состоянии: побитые, сгнившие, но зато «живые» – каждая со своей историей, и эту историю многие хотят рассказать, например, своим детям. К реставрации я отношусь очень аккуратно – ведь если я перекрашу автомобиль в другой цвет, человек, который отдал его мне, его уже не узнает. Многие хотят на этих машинах кататься, но я объясняю, что это музей, а не гараж, и машины никуда не поедут. Это такой кружок для повзрослевших пацанов: чтобы машина поехала, тебе нужно прийти и помочь «поставить ее на ноги», а я всегда рад любой помощи.

Места для автомобилей катастрофически не хватает. Москвич 403 1963 года выпуска. В экспозиции немало микроавтобусов: Barkas, ЕРАЗ, РАФики и многие другие. Двухчасовой прогулки по музею вам точно не хватит: Артем еще даже не начал оформлять свой музей «смешанных товаров». А будущими экспонатами, кстати говоря, забиты все багажники автомобилей. Удивительная фактура – хочется просто вставить в рамочку и любоваться. Оранжевый – польский микроавтобус Żuk (Жук). Слева – мечта молодых ребят 80-х – ВАЗ 2105 (1983 года). Слева – предшественник современных «мультикаров», приехавший со Станкозавода. На такие автомобили ставили нож, бочки, лестницы, поливалки и т.д. в зависимости от задач. Mercedes 123 1983 года. Артем признается, что BMW и Mercedes для него – это две автолегенды. Поэтому он хочет сделать целую экспозицию, посвященную этим машинам. Точнее, хочет показать на чем ездили в СССР и за границей. Многие даже не заметили бы этого «старичка», если бы он не стоял в музее. И еще раз: только посмотрите на фактуру! Настоящие старческие «морщины». Скоро на этом месте появится навес для автомобилей: с подсветкой и полноценными тематическими экспозициями. Москвич 412 1974 года. ПАЗик отдала бабушка 84 лет! Артем рассказывает, что она очень хотела сохранить его для внуков, чтобы они продолжили ее профессию (а она была водителем со всеми категорями), но внуки стараний не оценили. Правее – полностью оригинальный автобус ЛАЗ. Французский Talbot Horizon и ИЖ «Каблук». Пожарная автоцистерна АЦ-30(130)-63. (фото из личного архива). Так ПАЗик выглядел до реставрации. Оригинальный мотоцикл ГАИ «Урал» МПК-9 (мотоцикл, патруль, коляска). BMW 520 – новичок в приюте. Привезли 31 января. Фото Михаила Кузнецова
  • Места для автомобилей катастрофически не хватает.
  • Москвич 403 1963 года выпуска.
  • В экспозиции немало микроавтобусов: Barkas, ЕРАЗ, РАФики и многие другие.
  • Двухчасовой прогулки по музею вам точно не хватит: Артем еще даже не начал оформлять свой музей «смешанных товаров». А будущими экспонатами, кстати говоря, забиты все багажники автомобилей.
  • Удивительная фактура – хочется просто вставить в рамочку и любоваться.
  • Оранжевый – польский микроавтобус Żuk (Жук). Слева – мечта молодых ребят 80-х – ВАЗ 2105 (1983 года).
  • Слева – предшественник современных «мультикаров», приехавший со Станкозавода. На такие автомобили ставили нож, бочки, лестницы, поливалки и т.д. в зависимости от задач.
  • Mercedes 123 1983 года. Артем признается, что BMW и Mercedes для него – это две автолегенды. Поэтому он хочет сделать целую экспозицию, посвященную этим машинам. Точнее, хочет показать на чем ездили в СССР и за границей.
  • Многие даже не заметили бы этого «старичка», если бы он не стоял в музее.
  • И еще раз: только посмотрите на фактуру! Настоящие старческие «морщины».
  • Скоро на этом месте появится навес для автомобилей: с подсветкой и полноценными тематическими экспозициями.
  • Москвич 412 1974 года.
  • ПАЗик отдала бабушка 84 лет! Артем рассказывает, что она очень хотела сохранить его для внуков, чтобы они продолжили ее профессию (а она была водителем со всеми категорями), но внуки стараний не оценили. Правее – полностью оригинальный автобус ЛАЗ.
  • Французский Talbot Horizon и ИЖ «Каблук».
  • Пожарная автоцистерна АЦ-30(130)-63. (фото из личного архива).
  • Так ПАЗик выглядел до реставрации.
  • Оригинальный мотоцикл ГАИ «Урал» МПК-9 (мотоцикл, патруль, коляска).
  • BMW 520 – новичок в приюте. Привезли 31 января. Фото Михаила Кузнецова
В проекте есть бизнес-составляющая, или он чисто для души?

Многие думают, что я какой-то бизнесмен, раз могу целый музей содержать. А я работаю водителем на автобазе РЖД, и зарплата у меня 20 тысяч рублей. Мой музей не то что не окупится никогда – я в это свое сумасшедшее хобби «закопал» всё, что можно. Я «нищий коллекционер» и не стремлюсь зарабатывать на своей коллекции. Если у меня появляется тысяча рублей, я занимаю еще пять и бегу спасать очередной экземпляр – у меня всегда в списке необходимых приобретений порядка 10 машин.

И при этом в «Приюте» не берется плата за вход…

Знаешь, люди готовы работать сутками, чтобы купить в кредит телефон за 100 тысяч, который через уже полгода устареет, а мне вся эта гонка не особо интересна, как и деньги. Поэтому у меня нет кассы – у меня благотворительный взнос. Если вы хотите помочь – вот ящик, можете пожертвовать любую сумму на развитие музея. Мне кажется, так правильнее – каждый делает свой вклад по мере возможностей: кто-то 50 рублей закинет, а кто-то 1000. Я же любой сумме рад и в свою очередь буду делать всё, чтобы улучшить музей. Я даже курить бросил, чтобы лишние деньги в него вкладывать. Многие мне пытаются помочь по-своему, например, вещами – отдают одежду иногда целыми пакетами. А гости просто оставляют позитивные эмоции, воспоминания – я такими вещами заряжаюсь.

В музее можно найти и мототехнику. Занимается ей не сам Артем – все успеть даже ему было бы не под силу. Хозяин приюта ни минуты не сидит без дела. Именно в такой будке отец Артема узнала о его рождении. Кстати, летом этот телефон будет работать! В этом музее каждый найдет себе технику по душе. Абсолютно новый холодильник ЗИС 1953 года. Внутри – гастрономический ассортимент советского человека – настоящая сгущенка, треугольные пакеты молока и водка «Столичная». Пакет печенья, например, сохранился закрытым с 1986 года! Из этого двора почему-то совершенно не хочется уезжать. Пушка – тоже ручная работа сына и отца. Рядом стоит еще и Андреевский флаг! Пока Артем проводил экскурсию, кто-то принес часы в коллекцию (анонимно). Первая экспозиция в музее – якорь и круг – сделана Артемом для отца. Открываешь будочку во дворе, а там еще одна экспозиция. Такой любви к деталям можно только позавидовать. Не зря это место так нравится фотографам. В коллекции приюта более 2000 автомобильных номеров со всего света: Израиля, США, Тайланда и т.д. Друзья-дальнобойщики всегда пытаются пополнить коллекцию и останавливаются в гостях у Артема. Последний номер приехал с Украины. Здесь же можно найти знаки всех регионов от 0 до 99, а также, например, велосипедные номера. Отдельная экспозиция посвящена почтампу. Здесь можно найти ящики всех ГОСТов того времени. Интересно то, что внутри они забиты письмами – не зря же они здесь висят. Детали обязательно на месте: талон техосмотра 2001 года. «Боевой товарищ» Артема. Незаменимый атрибут советской эпохи – аппарат «ГазВода» тоже будет работать. Несмотря на свой возраст, машины словно недавно из салона: в комплекте и аптечка, и домкрат, и дорожный атлас.
  • В музее можно найти и мототехнику. Занимается ей не сам Артем – все успеть даже ему было бы не под силу.
  • Хозяин приюта ни минуты не сидит без дела.
  • Именно в такой будке отец Артема узнала о его рождении. Кстати, летом этот телефон будет работать!
  • В этом музее каждый найдет себе технику по душе.
  • Абсолютно новый холодильник ЗИС 1953 года. Внутри – гастрономический ассортимент советского человека – настоящая сгущенка, треугольные пакеты молока и водка «Столичная». Пакет печенья, например, сохранился закрытым с 1986 года!
  • Из этого двора почему-то совершенно не хочется уезжать.
  • Пушка – тоже ручная работа сына и отца. Рядом стоит еще и Андреевский флаг!
  • Пока Артем проводил экскурсию, кто-то принес часы в коллекцию (анонимно).
  • Первая экспозиция в музее – якорь и круг – сделана Артемом для отца.
  • Открываешь будочку во дворе, а там еще одна экспозиция.
  • Такой любви к деталям можно только позавидовать. Не зря это место так нравится фотографам.
  • В коллекции приюта более 2000 автомобильных номеров со всего света: Израиля, США, Тайланда и т.д. Друзья-дальнобойщики всегда пытаются пополнить коллекцию и останавливаются в гостях у Артема.
  • Последний номер приехал с Украины. Здесь же можно найти знаки всех регионов от 0 до 99, а также, например, велосипедные номера.
  • Отдельная экспозиция посвящена почтампу. Здесь можно найти ящики всех ГОСТов того времени. Интересно то, что внутри они забиты письмами – не зря же они здесь висят.
  • Детали обязательно на месте: талон техосмотра 2001 года.
  • «Боевой товарищ» Артема.
  • Незаменимый атрибут советской эпохи – аппарат «ГазВода» тоже будет работать.
  • Несмотря на свой возраст, машины словно недавно из салона: в комплекте и аптечка, и домкрат, и дорожный атлас.
Как машины попадают в «Приют»?

Сам я сейчас ничего практически не ищу, люди сами звонят и предлагают. Больше 20 машин мне просто подарили. Теперь я беру автомобили выборочно – только редкие экземпляры по моему импровизированному «каталогу». Общаюсь со многими коллекционерами машин, техники, номеров, игрушек – многие отдают интересные экземпляры, но чаще всего они находятся на свалках и приемках. Люди сдают что-то в металлолом, а с приемного пункта уже звонят мне, если полагают, что меня заинтересует. Есть и дубликаты машин – так называемый «обменный фонд».

Конечно, у меня нет цели собрать всё, что можно: с ума не схожу – понимаю, что мы живем один раз, а это всё-таки просто железо. Но иногда приходится срочно спасать технику с металлолома – приходится или обменивать на машину «ключ в ключ», или искать деньги. Так вот недавно, в декабре, порядка 200 человек участвовали в спасении последнего вологодского «Икаруса». Его судьба решалась в течение 20 минут. Хозяин позвонил и сказал: или бери за 100 тысяч, или сейчас его заберут металлоломщики. Что делать? Позвонил единомышленникам, занял 20 тысяч, чтобы задаток отдать, а дальше уже помогали люди со всей России – спасибо интернету. За моей работой следит много неравнодушных людей, независимо от пола, возраста и национальности. Есть, например, одна студентка, которая ни разу у меня не была, но с каждой стипендии постоянно переводит 50 рублей. В итоге с миру по нитке для спасения автобуса собрали 57 тысяч, и я безумно рад, что мы смогли это сделать. Чтобы поставить «Икарус», пришлось срочно освобождать под него место, поэтому и машины сейчас стоят не ровными рядами, как раньше.

Такие же ярко-желтые ящики можно увидеть в фильме «Спортлото-82». Ворованных табличек в коллекции нет. Все они сняты с расселенных и разрушенных домов. Артем часто просит городские службы продать ему старые почтовые ящики или знаки, но они все равно отправляются в металлолом. А уже оттуда – в экспозицию. Можно увидеть и такие экспонаты. Уверен, летом можно будет увидеть намного больше экспонатов. «Парк имени Манчутина». И ведь действительно – целый парк. Если приедете посмотреть на экспонаты, будьте уверены – вам не только проведут экскурсию, но еще и чаем угостят. Абсолютно незнакомый человек отдал в музей очень серьезную коллекцию сигарет. Под стеклом лежит почти 250 целых, довольно редких сейчас, пачек сигарет. Владелец коллекции просто прочитал об Артеме в интернете и решил, что у него эта коллекция будет в полной сохранности. И это правда – многие пытаются раскупить их поштучно (а стоят эти сигареты недешево), но у хозяина другая цель – сохранить историю для будущих поколений. У каждого экспоната своя история. Эту этикетку от вологодского мороженого просто нашли строители и первым делом принесли ее сюда. Дети тоже любят занятие отца. Они с радостью играют с экспонатами, показывают их гостям и даже собирают свои собственные коллекции. В комнате можно «залипнуть» на пару часов – просто сравнивая фотографии автомобилей на стене с полноразмерной техникой во дворе. От слов Артема «дома у меня еще есть небольшая коллекция технической документации» ожидаешь совсем не этого. Еще один подарок музею – коллекция автобусных билетов из Костромы. Экспонаты ждут своего нового места. Артем показывает крайне редкие документы: удостоверение шофера-любителя, технические паспорта 30-х годов, временные водительские права... В коллекции документы на любого цвета и размера. Интересно проследить, как менялись талоны техосмотров. Пока их не отменили они были пластиковыми ламинировать (если помните), а привычный вид они получили только в 2001 году, между прочим.
  • Такие же ярко-желтые ящики можно увидеть в фильме «Спортлото-82».
  • Ворованных табличек в коллекции нет. Все они сняты с расселенных и разрушенных домов.
  • Артем часто просит городские службы продать ему старые почтовые ящики или знаки, но они все равно отправляются в металлолом. А уже оттуда – в экспозицию.
  • Можно увидеть и такие экспонаты.
  • Уверен, летом можно будет увидеть намного больше экспонатов.
  • «Парк имени Манчутина». И ведь действительно – целый парк.
  • Если приедете посмотреть на экспонаты, будьте уверены – вам не только проведут экскурсию, но еще и чаем угостят.
  • Абсолютно незнакомый человек отдал в музей очень серьезную коллекцию сигарет. Под стеклом лежит почти 250 целых, довольно редких сейчас, пачек сигарет.
  • Владелец коллекции просто прочитал об Артеме в интернете и решил, что у него эта коллекция будет в полной сохранности. И это правда – многие пытаются раскупить их поштучно (а стоят эти сигареты недешево), но у хозяина другая цель – сохранить историю для будущих поколений.
  • У каждого экспоната своя история. Эту этикетку от вологодского мороженого просто нашли строители и первым делом принесли ее сюда.
  • Дети тоже любят занятие отца. Они с радостью играют с экспонатами, показывают их гостям и даже собирают свои собственные коллекции.
  • В комнате можно «залипнуть» на пару часов – просто сравнивая фотографии автомобилей на стене с полноразмерной техникой во дворе.
  • От слов Артема «дома у меня еще есть небольшая коллекция технической документации» ожидаешь совсем не этого.
  • Еще один подарок музею – коллекция автобусных билетов из Костромы.
  • Экспонаты ждут своего нового места.
  • Артем показывает крайне редкие документы: удостоверение шофера-любителя, технические паспорта 30-х годов, временные водительские права...
  • В коллекции документы на любого цвета и размера.
  • Интересно проследить, как менялись талоны техосмотров. Пока их не отменили они были пластиковыми ламинировать (если помните), а привычный вид они получили только в 2001 году, между прочим.
Ретро-автомобили из «Приюта» – постоянные гости в городе: выставляются в музее, на площади во время праздников. Это такое продвижение проекта?

Я свой «Приют» никак не рекламирую – только с помощью сарафанного радио, однако о нем знают. Администрация города часто приглашает на городские мероприятия: мы каждый год участвуем в праздниках, на «Ночь музеев» делаем выставки ретро-техники. Но вообще в России много где такие начинания властями поддерживаются активнее, чем у нас: я поездил по стране, по фестивалям и видел это своими глазами. Одному ретро-клубу в Сибири, например, отдали часть автобусного парка: здоровенные ангары с ремзоной и всем остальным, и они делают для города выставки, фестивали. Правда, их там человек 30, наверное, а я один, моя команда – это друзья, люди, которые мне помогают. У нас же тоже много заброшенных заводов, автобаз – почему бы не выделить территорию? Мы бы сразу навели порядок и начали помогать городу. Но у нас так пока не получается. Недавно вот я писал мэру по поводу наших старых троллейбусов – их постоянно везут в лом, а я бы выкупил хотя бы один для коллекции. Ответа так и не дождался.

Как семья реагирует на твое хобби? Это, наверное, уже стиль жизни?

Семья меня поддерживает – и родители, и супруга. У нас трое детей, сейчас четвертого ждем. Все родные ценят мое занятие, в этом мне очень повезло. Я знаю многих людей, кто пытался заниматься коллекционированием, но не видел поддержки от семьи. Мне люди приносят, например, самовары, потому что жены выгоняют их из дома вместе с ними (смеется). Думаю, с этим нужно просто смириться. Я другим уже не буду никогда, я не рыбак, не охотник, не футболист – я любитель ретро, вот и всё. Знаю, что разбазарить мой музей никто не даст – надеюсь, дети мое дело продолжат. И остановиться я уже не смогу. Люди же доверяют мне, приносят то, что им было дорого, чтобы я хранил память. Здесь не барахолка, не магазин – это музейное собрание.

Багира охраняет свое «царство». Многие игрушки остались еще с детства. Оставлю фотографии как доказательство того, что Артем умеет улыбаться. Педальные машинки тоже восстанавливаются. Иногда практически с нуля. Такой же ЛАЗ стоит во дворе, помните? Дети тоже вносят свой вклад в развитие приюта. В музее можно увидеть даже старинные утюги. Даже рабочее место хозяина приюта выглядит как музей.
  • Багира охраняет свое «царство».
  • Многие игрушки остались еще с детства.
  • Оставлю фотографии как доказательство того, что Артем умеет улыбаться.
  • Педальные машинки тоже восстанавливаются. Иногда практически с нуля.
  • Такой же ЛАЗ стоит во дворе, помните?
  • Дети тоже вносят свой вклад в развитие приюта.
  • В музее можно увидеть даже старинные утюги.
  • Даже рабочее место хозяина приюта выглядит как музей.
До музея непросто добираться – почему не устроить его где-нибудь в городе?

В городе участок пришлось бы арендовать, а я считаю, что такой музей лучше делать на частной земле, на своей. С другой стороны, меня часто спрашивают, почему не куплю огромный участок где-нибудь за городом, мол, там же дешевле. Но мне, чтобы воплотить всё запланированное в жизнь, в музее нужно жить, нельзя приезжать туда по выходным или вечерами – без присмотра всё разворуют, разбомбят, да и времени не хватит. А в деревню меня всегда тянуло, несмотря на то, что я родился в городе. Раньше мечтал выкупить землю и завести фермерское хозяйство. Частично мои мечты воплотились – я держу скотину: поросята, куры, две собаки, десять кошек. Хотя кошек, может, и больше, не знаю – они своей жизнью живут. Мы поселились в деревне с 1992 года, поэтому я всех здесь знаю и меня все знают. Бывший глава сельсовета дал мне официальный статус старосты деревни, даже документ есть.

Только ли вологжане приезжают в гости?

Города и страны, откуда люди приезжают, сложно перечислить. Вот буквально на днях человек ехал в Череповец из Мариуполя, с Украины, и специально заехал ко мне, чтобы пару часов пообщаться. Когда приезжает много гостей, на участке соседа делаем палаточный лагерь – однажды 60 человек смогли так разместить. Но всех принять сложно – я же на печи не лежу. Если хотите приехать посмотреть мой музей – с радостью жду, но прошу, пожалуйста, перед этим звоните! Или пишите – в группе «Приюта старой техники» есть все контакты. Летом вот ко мне приехали целым ретро-клубом из Лодейного Поля (это Ленинградская область) человек 20 – хотели сюрприз сделать. А я в это время был в Мышкине на фестивале ретро-техники. Так и не увиделись. Я же не пенсионер, чтоб дома сидеть. Хоть и не часто теперь куда-то выезжаю, но исколесил много городов. Когда на фестивалях видят машины 35 региона, сразу спрашивают, не Тёма ли Манчутин приехал. Но теперь я чаще всего в музее своем окапываюсь.

Как думаешь, почему людям хочется сюда возвращаться?

Мне кажется, из-за «духа времени». И ради памяти. Люди умирают, а память о них живет всегда. Например, раз в месяц у меня бывает человек, у отца которого тоже был «Москвич». Так он приезжает просто посидеть в «Москвиче», чтобы окунуться в детство. Поэтому я многие машины и оставляю как есть. Не хочу ничего нализанного, с иголочки – вот как я помню, как оно было, так оно и будет выглядеть. Я всегда рад, когда мне оставляют машину, чтобы потом показать ее детям, чтобы они помнили о прошлом своей семьи. И мне кажется, если я не буду хранить эту старую технику, вся наша история просто отправится в металлолом.

Евгений Кондратов

Поделиться
Класснуть