12+

Архитектор-реставратор Оксана Ханова: «Архитектура – мой образ жизни»


Оксана Ханова. Фото vk.com/khanovao Дом в Кулацком поселке, Вологда. Рисунок 2020 года. Фото vk.com/khanovao Курная изба А.М. Родионовой, XIX в. Деревня Большой Халуй, Ошевенский с/с, Каргопольский район, Архангельская область. По фото 1946-1960 гг. из книги В.М. Кибирева «Деревянное зодчество Русского Севера и его роль в формировании национальной культуры и архитектуры». Фото vk.com/khanovao Жилая застройка, деревня Меландово, Холмогорский район Архангельской области. Рисунок 2020 года Окно. Курная изба. Деревня Большой Халуй, Ошевенское сельское поселение, Каргопольский район, Архангельская область. Рисунок по фото 2018 года. Фото vk.com/khanovao Ансамбль: Софийский собор (1568-1570), Воскресенский собор (1772-1776) и колокольня (1654-1659, 1869-1870). Вологда. Рисунок по современному фото. Фото vk.com/khanovao Георгиевские храмы на Наволоке (Вологда). Справа - холодная церковь Георгия Победоносца (1669), слева - теплая церковь Богоявления Господня (между 1629 и 1646), г. Вологда. Рисунок 2020 г. По фото начала XX в. Церковь Георгия Победоносца утрачена, церковь Богоявления сейчас реставрируется (прим.ред). Фото vk.com/khanovao Церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1759-1773), г. Вологда. Рисунок 2020 года по фото начала XX в. Сейчас в этом здании находится театр кукол «Теремок» (прим.ред.). Фото vk.com/khanovao Церковь Иоанна Богослова за Ленивой площадкой (1677-1684), г. Вологда. Рисунок 2020 года по фото начала XX в. Фото vk.com/khanovao Церковь Сретения Господня, 2020 г. Фото vk.com/khanovao Церковь Архангела Гавриила (1780), г. Вологда. Рисунок 2020 года по фото начала XX в. Фото vk.com/khanovao Церковь Варлаама Хутынского. Фото vk.com/khanovao Софийский собор. Рисунок 2012 года. Фото vk.com/khanovao Церковь Спаса Преображения с колокольней, с. Турчасово, Онежский район Архангельской области. Рисунок 2020 года
Работа Оксаны Хановой на конкурс градозащитного рисунка «Стоп! Снос», организованного сообществом «Хранители Вологды» в 2018 году. Фото vk.com/gdepalisad Награждение победителей конкурса градозащитного рисунка «Стоп! Снос». Фото vk.com/gdepalisad Акция «Хранителей Вологды» у дома Пузан-Пузыревского на Герцена, 35. Фото vk.com/gdepalisad Акция «Хранителей Вологды» во время Недели памятников и исторических мест. Фото vk.com/gdepalisad Праздник двора в рамках проекта «Двор историй» на ул. Яшина – Козлёнской. Фото vk.com/gdepalisad
  • Оксана Ханова. Фото vk.com/khanovao
  • Дом в Кулацком поселке, Вологда. Рисунок 2020 года. Фото vk.com/khanovao
  • Курная изба А.М. Родионовой, XIX в. Деревня Большой Халуй, Ошевенский с/с, Каргопольский район, Архангельская область. По фото 1946-1960 гг. из книги В.М. Кибирева «Деревянное зодчество Русского Севера и его роль в формировании национальной культуры и архитектуры». Фото vk.com/khanovao
  • Жилая застройка, деревня Меландово, Холмогорский район Архангельской области. Рисунок 2020 года
  • Окно. Курная изба. Деревня Большой Халуй, Ошевенское сельское поселение, Каргопольский район, Архангельская область. Рисунок по фото 2018 года. Фото vk.com/khanovao
  • Ансамбль: Софийский собор (1568-1570), Воскресенский собор (1772-1776) и колокольня (1654-1659, 1869-1870). Вологда. Рисунок по современному фото. Фото vk.com/khanovao
  • Георгиевские храмы на Наволоке (Вологда). Справа - холодная церковь Георгия Победоносца (1669), слева - теплая церковь Богоявления Господня (между 1629 и 1646), г. Вологда. Рисунок 2020 г. По фото начала XX в. Церковь Георгия Победоносца утрачена, церковь Богоявления сейчас реставрируется (прим.ред). Фото vk.com/khanovao
  • Церковь Зосимы и Савватия Соловецких (1759-1773), г. Вологда. Рисунок 2020 года по фото начала XX в. Сейчас в этом здании находится театр кукол «Теремок» (прим.ред.). Фото vk.com/khanovao
  • Церковь Иоанна Богослова за Ленивой площадкой (1677-1684), г. Вологда. Рисунок 2020 года по фото начала XX в. Фото vk.com/khanovao
  • Церковь Сретения Господня, 2020 г. Фото vk.com/khanovao
  • Церковь Архангела Гавриила (1780), г. Вологда. Рисунок 2020 года по фото начала XX в. Фото vk.com/khanovao
  • Церковь Варлаама Хутынского. Фото vk.com/khanovao
  • Софийский собор. Рисунок 2012 года. Фото vk.com/khanovao
  • Церковь Спаса Преображения с колокольней, с. Турчасово, Онежский район Архангельской области. Рисунок 2020 года
  • Работа Оксаны Хановой на конкурс градозащитного рисунка «Стоп! Снос», организованного сообществом «Хранители Вологды» в 2018 году. Фото vk.com/gdepalisad
  • Награждение победителей конкурса градозащитного рисунка «Стоп! Снос». Фото vk.com/gdepalisad
  • Акция «Хранителей Вологды» у дома Пузан-Пузыревского на Герцена, 35. Фото vk.com/gdepalisad
  • Акция «Хранителей Вологды» во время Недели памятников и исторических мест. Фото vk.com/gdepalisad
  • Праздник двора в рамках проекта «Двор историй» на ул. Яшина – Козлёнской. Фото vk.com/gdepalisad
Вопросы сохранения исторической архитектурной среды волнуют сегодня многих, и наш новый собеседник на эту тему – архитектор-реставратор Оксана Ханова. Вологжанка рассказывает о своем пути в профессию: в 2019 году она завершила обучение в магистратуре ВоГУ по специальности «
Реконструкция и реставрация архитектурного наследия». Сегодня она ведет блог «О реставрации простым языком», участвует в профессиональных конкурсах и волонтерских проектах, связанных с архитектурой и городской средой. В беседе с корреспондентом cultinfo Оксана говорит о том, как важно непрерывно учиться и что дает творческому человеку состояние «потока».

Оксана, почему вы решили стать архитектором?

Всё началось с рисования. Как только научилась держать в руках ручку, начались «почеркушки» на всем, на чем можно рисовать – на бумаге, на стенах, в книгах. Любила собирать конструкторы, лепить из пластилина. Спасибо родителям за то, что распознали во мне эти способности и в 7 лет отдали в художественный кружок, а потом всё пошло как по маслу. Во мне соединились противоположности: от папы – аналитический склад ума, от мамы – гуманитарный. Так во мне «родился» архитектор, для которого одинаково важны точный расчет и эстетика облика. Можно сказать, что архитектура – мой образ жизни. Осознание того, что я буду архитектором, появилось классе в шестом, причем сразу именно «буду», а не «хочу». Дальше просто – учишься, учишься, учишься.

Теперь я не просто пришла к своей детской цели – получилось даже интереснее. Изначально планировала поступать на архитектуру, но выбор был сделан в пользу реставрации, во многом благодаря тому, что это направление вела Ирина Константиновна Белоярская, опытный специалист и сильный преподаватель. Я постепенно погрузилась в тему сохранения архитектурного наследия, даже занялась его популяризацией в сообществе «Хранители Вологды». Сейчас не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю учиться, занимаюсь научной работой – недавно закончила статью о деревянном зодчестве «Архитектурно-исторические исследования деревни Кучепалда близ Каргополя». В материале рассказывается об объемно-пространственной структуре поселения, общих архитектурных и конструктивных особенностях зданий и декоре строений.

Я считаю, что обучение не прекращается никогда, вся жизнь – это учеба. Периодически прохожу различные образовательные программы, читаю профессиональную литературу, езжу в исследовательские экспедиции. Учусь, потому что мне интересно. Это непрерывный процесс, как только останавливаешься – начинаешь деградировать, ощущать это неприятно. И дело тут не в общественном мнении, а в собственном мировосприятии. «Движок» у меня от рождения мощный: в школе и университете была старостой класса и группы, наверное, потому, что у меня есть запал энергии и на себя, и на тех, кто рядом. А когда возникают состояние так называемого «творческого потока», то для меня вообще нет ничего невозможного – можно горы свернуть и не запыхаться.

Учеба – учебой, а работа – работой. Где и как вы применяете свое профессиональное образование?

На этот вопрос я однозначно не отвечу, потому что «не прикреплена» к работе в каком-то конкретном месте. Я пробую разные аспекты архитектуры: новое строительство, реставрацию исторических сооружений, популяризацию сохранения историко-культурного наследия. Бываю и исполнителем, и организатором в разных проектах. Сейчас идет мое становление как специалиста. Затем, возможно, буду двигаться в более узком направлении. Живу я в Вологде, а проекты есть и в Вологодской области, и в Архангельской, и в Москве, и в Крыму. Организаторская и популяризаторская деятельность охватывает многие регионы России.

Вы много участвуете в профессиональных конкурсах – что это дает?

И это не только архитектура – конкурсы проектов, научные конференции, выставки художественных работ, но и соревнование по бегу, конкурс стихов и т. д. Конкурс – это некая планка, которую ты ставишь перед собой и либо преодолеваешь, либо нет. Это в любом случае развитие. Опыт не плохой и не хороший сам по себе – субъективно окрашиваем его мы. Важны и взлеты, и падения. У меня были ситуации, когда больные поражения приводили в итоге к значительному подъему. Главное, не опускать руки и двигаться к своей цели. Я вообще не вижу препятствий на пути, если это действительно нужно. Не получается один, два, десять раз – пробуй еще, если ты этого хочешь. Способности – это не всё, бóльшую часть успеха обеспечивают упорство и труд. За 6 лет обучения в университете у меня накопилось более 40 наград различного уровня – от вузовского до международного, из них больше половины – победитель или призер.

Сейчас я перехожу от конкурсов студенческого уровня к профессиональным. Сразу после университета я участвовала во всероссийском конкурсе «Реставрация в социальных сетях» от Союза реставраторов России – меня признали победителем в номинации «У всех на виду». Мне нравится рассказывать о том, что знаю сама. Два года назад у меня появился блог «О реставрации простым языком», где я просто пишу о том, что мне интересно в профессии. Последнее «состязание», в котором я пробовала силы, – международный  конкурс «АрхиГрафика 7» по архитектурному рисунку от Archplatforma.ru. Конечно, буду участвовать в конкурсах и дальше – мне просто скучно «стоять на месте» дольше 15 минут.

Всегда ли ваши проекты получаются такими, как вы планировали?

Конечно, нет, но это-то и интересно. Задумываешь одно, а получается иногда другое – как по масштабу, так и по последствиям. В июле 2019 года я принимала участие в Школе «Современная реставрация» на Форуме «Таврида» в Крыму. Нам показали Генуэзскую крепость в городе Судаке. Она меня поразила: масштаб, величие, многовековая история, сложная строительная периодизация, а еще – малоисследованность. У меня возникла мысль: а можем ли как-то помочь ей мы, студенты, молодые специалисты? Идею поддержал организатор Школы. Так возник научно-образовательный социально ориентированный проект «У подножия барбакана». У нас сформировалась классная команда из молодых ребят и опытных специалистов. Мы провели историко-архитектурные и социокультурные исследования, выездную проектную мастерскую, образовательные лекции, привлекли внимание общественности к историко-культурной ценности ансамбля. По итогу первого этапа проекта разработали концепцию благоустройства территории к востоку от барбакана Судакской крепости, показали результаты работы большой аудитории, включая местных жителей и туристов. Следующий шаг – проведение археологических исследований. Проект получил поддержку от музея-заповедника «Судакская крепость», Администрации города Судака, Министерства культуры Крыма, Института археологии Крыма РАН. Я не ожидала такого развития событий, и это здóрово – значит, идея стоящая.

Какой ваш проект вам запомнился больше всего?

Очень ценю работу в студенческом проекте по реставрации дома на улице Октябрьской, 50, в Вологде. Это единственный в городе сохранившийся деревянный дореволюционный дом с башенкой над входом. Он вызывает у меня и тепло в душе, и боль одновременно, потому что я воспринимаю его не только как архитектурное сооружение, но и как дом в духовном плане – чей-то кров, место, связанное с жизнью конкретных людей. В ходе исследований я познакомилась с бывшим жителем этого дома Александром Тихомировым. Он рассказал очень много интересного о внешнем и внутреннем убранстве здания, это помогло максимально достоверно восстановить облик дома и интерьер квартиры, в которой Александр Александрович бывал ребенком. Мы до сих пор поддерживаем связь.

В начале этого года в Доме Левашова работала выставка «Храмы Русского Севера», на которой были представлены и ваши рисунки. Архитектор обязан уметь рисовать, однако для вас это прежде всего творчество?

Серия моих рисунков «Храмы Вологды» появилась внезапно. Вспыхнуло желание – рука зарисовала. А дальше работы ушли в мир. Почему именно храмы? Потому что они являются архитектурными доминантами в исторических населенных пунктах, люди строили их как центры духовной жизни. Почему именно Вологды? Потому что, учась в университете, я занималась архитектурно-историческими исследованиями каменных храмов города в рамках магистерской диссертации, и эта работа отпечаталась в моей памяти.

Расскажите о своей работе в сообществе «Хранители Вологды».

Я попала к «Хранителям Вологды» в 2018 году. Тогда ребята участвовали во Всероссийском проекте «Культурный патруль». Смысл его заключался в мониторинге памятников архитектуры: нужно было определить их состояние в текущий момент и направить материалы исследования в местный орган охраны. Меня попросили помочь именно в этом деле, так как я училась на архитектора-реставратора и в целом понимала, как оценивать физическое состояние здания. Мне понравился коллектив «Хранителей» – это сообщество людей, по-настоящему заинтересованных темой сохранения культурного наследия, и работа у них непосредственно связана со сферой культуры. Я до сих пор с «Хранителями», нас немного, и каждый занят делом.

Деятельность «Хранителей Вологды», можно сказать, волнообразная, ведь мы – энтузиасты. Если есть идея и силы – делаем. Например, наше сообщество вместе с другими активистами и экспертами привлекало внимание к ситуации с бетонированием набережной: она выявила серьезные проблемы в подходе к благоустройству города, и стало очевидно, что к обсуждению таких проектов необходимо привлекать общественность. «Хранители» проводили уличные акции в защиту памятников архитектуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии – дома Пузан-Пузыревского, дома Назарова, спорткомплекса «Труд». В качестве волонтеров мы участвуем во Всероссийском фестивале сохранения исторической среды «Том Сойер Фест». В 2020 году наша деятельность несколько утихла из-за пандемии и связанных с ней ограничений, однако мы продолжаем вести нашу группу ВКонтакте, где рассказываем о культуре Вологды, делимся новостями.

Каким вы видите будущее архитектуры города Вологды?

Это сложный вопрос – видеть так далеко и так обширно. Думаю, что всё идет, как должно идти. Сейчас мне нравится, например, как действует «Лаборатория городской среды», разработавшая проект реконструкции бульвара на улице Пирогова. Уже вижу, как к этому месту притягиваются люди. А судить о том, какая сейчас архитектура, мне кажется, можно будет только по прошествии определенного времени.

Беседовала Арина Черёмухина, студентка ВоГУ

Поделиться
Класснуть