Вопросы сохранения исторической архитектурной среды волнуют сегодня многих, и наш новый собеседник на эту тему – архитектор-реставратор Оксана Ханова. Вологжанка рассказывает о своем пути в профессию: в 2019 году она завершила обучение в магистратуре ВоГУ по специальности «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия». Сегодня она ведет блог «О реставрации простым языком», участвует в профессиональных конкурсах и волонтерских проектах, связанных с архитектурой и городской средой. В беседе с корреспондентом cultinfo Оксана говорит о том, как важно непрерывно учиться и что дает творческому человеку состояние «потока».

Оксана, почему вы решили стать архитектором?

Всё началось с рисования. Как только научилась держать в руках ручку, начались «почеркушки» на всем, на чем можно рисовать – на бумаге, на стенах, в книгах. Любила собирать конструкторы, лепить из пластилина. Спасибо родителям за то, что распознали во мне эти способности и в 7 лет отдали в художественный кружок, а потом всё пошло как по маслу. Во мне соединились противоположности: от папы – аналитический склад ума, от мамы – гуманитарный. Так во мне «родился» архитектор, для которого одинаково важны точный расчет и эстетика облика. Можно сказать, что архитектура – мой образ жизни. Осознание того, что я буду архитектором, появилось классе в шестом, причем сразу именно «буду», а не «хочу». Дальше просто – учишься, учишься, учишься.

Теперь я не просто пришла к своей детской цели – получилось даже интереснее. Изначально планировала поступать на архитектуру, но выбор был сделан в пользу реставрации, во многом благодаря тому, что это направление вела Ирина Константиновна Белоярская, опытный специалист и сильный преподаватель. Я постепенно погрузилась в тему сохранения архитектурного наследия, даже занялась его популяризацией в сообществе «Хранители Вологды». Сейчас не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю учиться, занимаюсь научной работой – недавно закончила статью о деревянном зодчестве «Архитектурно-исторические исследования деревни Кучепалда близ Каргополя». В материале рассказывается об объемно-пространственной структуре поселения, общих архитектурных и конструктивных особенностях зданий и декоре строений.

Я считаю, что обучение не прекращается никогда, вся жизнь – это учеба. Периодически прохожу различные образовательные программы, читаю профессиональную литературу, езжу в исследовательские экспедиции. Учусь, потому что мне интересно. Это непрерывный процесс, как только останавливаешься – начинаешь деградировать, ощущать это неприятно. И дело тут не в общественном мнении, а в собственном мировосприятии. «Движок» у меня от рождения мощный: в школе и университете была старостой класса и группы, наверное, потому, что у меня есть запал энергии и на себя, и на тех, кто рядом. А когда возникают состояние так называемого «творческого потока», то для меня вообще нет ничего невозможного – можно горы свернуть и не запыхаться.

Учеба – учебой, а работа – работой. Где и как вы применяете свое профессиональное образование?

На этот вопрос я однозначно не отвечу, потому что «не прикреплена» к работе в каком-то конкретном месте. Я пробую разные аспекты архитектуры: новое строительство, реставрацию исторических сооружений, популяризацию сохранения историко-культурного наследия. Бываю и исполнителем, и организатором в разных проектах. Сейчас идет мое становление как специалиста. Затем, возможно, буду двигаться в более узком направлении. Живу я в Вологде, а проекты есть и в Вологодской области, и в Архангельской, и в Москве, и в Крыму. Организаторская и популяризаторская деятельность охватывает многие регионы России.

Вы много участвуете в профессиональных конкурсах – что это дает?

И это не только архитектура – конкурсы проектов, научные конференции, выставки художественных работ, но и соревнование по бегу, конкурс стихов и т. д. Конкурс – это некая планка, которую ты ставишь перед собой и либо преодолеваешь, либо нет. Это в любом случае развитие. Опыт не плохой и не хороший сам по себе – субъективно окрашиваем его мы. Важны и взлеты, и падения. У меня были ситуации, когда больные поражения приводили в итоге к значительному подъему. Главное, не опускать руки и двигаться к своей цели. Я вообще не вижу препятствий на пути, если это действительно нужно. Не получается один, два, десять раз – пробуй еще, если ты этого хочешь. Способности – это не всё, бóльшую часть успеха обеспечивают упорство и труд. За 6 лет обучения в университете у меня накопилось более 40 наград различного уровня – от вузовского до международного, из них больше половины – победитель или призер.

Сейчас я перехожу от конкурсов студенческого уровня к профессиональным. Сразу после университета я участвовала во всероссийском конкурсе «Реставрация в социальных сетях» от Союза реставраторов России – меня признали победителем в номинации «У всех на виду». Мне нравится рассказывать о том, что знаю сама. Два года назад у меня появился блог «О реставрации простым языком», где я просто пишу о том, что мне интересно в профессии. Последнее «состязание», в котором я пробовала силы, – международный  конкурс «АрхиГрафика 7» по архитектурному рисунку от Archplatforma.ru. Конечно, буду участвовать в конкурсах и дальше – мне просто скучно «стоять на месте» дольше 15 минут.

Всегда ли ваши проекты получаются такими, как вы планировали?

Конечно, нет, но это-то и интересно. Задумываешь одно, а получается иногда другое – как по масштабу, так и по последствиям. В июле 2019 года я принимала участие в Школе «Современная реставрация» на Форуме «Таврида» в Крыму. Нам показали Генуэзскую крепость в городе Судаке. Она меня поразила: масштаб, величие, многовековая история, сложная строительная периодизация, а еще – малоисследованность. У меня возникла мысль: а можем ли как-то помочь ей мы, студенты, молодые специалисты? Идею поддержал организатор Школы. Так возник научно-образовательный социально ориентированный проект «У подножия барбакана». У нас сформировалась классная команда из молодых ребят и опытных специалистов. Мы провели историко-архитектурные и социокультурные исследования, выездную проектную мастерскую, образовательные лекции, привлекли внимание общественности к историко-культурной ценности ансамбля. По итогу первого этапа проекта разработали концепцию благоустройства территории к востоку от барбакана Судакской крепости, показали результаты работы большой аудитории, включая местных жителей и туристов. Следующий шаг – проведение археологических исследований. Проект получил поддержку от музея-заповедника «Судакская крепость», Администрации города Судака, Министерства культуры Крыма, Института археологии Крыма РАН. Я не ожидала такого развития событий, и это здóрово – значит, идея стоящая.

Какой ваш проект вам запомнился больше всего?

Очень ценю работу в студенческом проекте по реставрации дома на улице Октябрьской, 50, в Вологде. Это единственный в городе сохранившийся деревянный дореволюционный дом с башенкой над входом. Он вызывает у меня и тепло в душе, и боль одновременно, потому что я воспринимаю его не только как архитектурное сооружение, но и как дом в духовном плане – чей-то кров, место, связанное с жизнью конкретных людей. В ходе исследований я познакомилась с бывшим жителем этого дома Александром Тихомировым. Он рассказал очень много интересного о внешнем и внутреннем убранстве здания, это помогло максимально достоверно восстановить облик дома и интерьер квартиры, в которой Александр Александрович бывал ребенком. Мы до сих пор поддерживаем связь.

В начале этого года в Доме Левашова работала выставка «Храмы Русского Севера», на которой были представлены и ваши рисунки. Архитектор обязан уметь рисовать, однако для вас это прежде всего творчество?

Серия моих рисунков «Храмы Вологды» появилась внезапно. Вспыхнуло желание – рука зарисовала. А дальше работы ушли в мир. Почему именно храмы? Потому что они являются архитектурными доминантами в исторических населенных пунктах, люди строили их как центры духовной жизни. Почему именно Вологды? Потому что, учась в университете, я занималась архитектурно-историческими исследованиями каменных храмов города в рамках магистерской диссертации, и эта работа отпечаталась в моей памяти.

Расскажите о своей работе в сообществе «Хранители Вологды».

Я попала к «Хранителям Вологды» в 2018 году. Тогда ребята участвовали во Всероссийском проекте «Культурный патруль». Смысл его заключался в мониторинге памятников архитектуры: нужно было определить их состояние в текущий момент и направить материалы исследования в местный орган охраны. Меня попросили помочь именно в этом деле, так как я училась на архитектора-реставратора и в целом понимала, как оценивать физическое состояние здания. Мне понравился коллектив «Хранителей» – это сообщество людей, по-настоящему заинтересованных темой сохранения культурного наследия, и работа у них непосредственно связана со сферой культуры. Я до сих пор с «Хранителями», нас немного, и каждый занят делом.

Деятельность «Хранителей Вологды», можно сказать, волнообразная, ведь мы – энтузиасты. Если есть идея и силы – делаем. Например, наше сообщество вместе с другими активистами и экспертами привлекало внимание к ситуации с бетонированием набережной: она выявила серьезные проблемы в подходе к благоустройству города, и стало очевидно, что к обсуждению таких проектов необходимо привлекать общественность. «Хранители» проводили уличные акции в защиту памятников архитектуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии – дома Пузан-Пузыревского, дома Назарова, спорткомплекса «Труд». В качестве волонтеров мы участвуем во Всероссийском фестивале сохранения исторической среды «Том Сойер Фест». В 2020 году наша деятельность несколько утихла из-за пандемии и связанных с ней ограничений, однако мы продолжаем вести нашу группу ВКонтакте, где рассказываем о культуре Вологды, делимся новостями.

Каким вы видите будущее архитектуры города Вологды?

Это сложный вопрос – видеть так далеко и так обширно. Думаю, что всё идет, как должно идти. Сейчас мне нравится, например, как действует «Лаборатория городской среды», разработавшая проект реконструкции бульвара на улице Пирогова. Уже вижу, как к этому месту притягиваются люди. А судить о том, какая сейчас архитектура, мне кажется, можно будет только по прошествии определенного времени.

Беседовала Арина Черёмухина, студентка ВоГУ