Валерия Трунёва. Фото Вологодского драматического театраВалерия Трунёва – актриса Вологодского драматического театра, выпускница Российского института театрального искусства (ГИТИС). Она влилась в театральную жизнь города совсем недавно – около двух лет назад, но за это время успела сделать многое. Валерия сыграла главную и единственную роль в моноспектакле «Чернобыльская молитва», который поставил литовский режиссер Линас Зайкаускас. Задуманный ею проект «театра ощущений», реализуемый совместно с платформой «True.Lub», уже познакомил зрителей с двумя очень необычными спектаклями «Смотри» и «Помнишь». В репертуаре актрисы также есть эскиз променад-спектакля по дневникам Ольги Берггольц, поставленный по ее собственной инициативе.

Многогранная и амбициозная девушка, Валерия ведет Tiktok-аккаунт «Актриса за кулисой» – блог об актерской жизни, в котором можно найти всё что угодно – от рассказа о «закулисье» спектаклей до тест-обзора декоративной косметики. Порталу cultinfo Валерия Трунёва рассказала о том, как начинающему актеру заявить о себе.

Валерия, как вы поняли, что хотите стать актрисой? Когда определились – в детстве или же уже в сознательном возрасте?

Нас, детей, в семье было трое. Я была маленькой, когда папа умер, и мама после этого тянула нас одна – конечно, у нее не было времени на проверку домашних заданий и развитие наших творческих способностей. Я росла с бабушкой и дедушкой и очень рано стала самостоятельной – на линейку в первый класс собралась и пошла сама. Занималась во многих кружках: музыкой, бальными танцами и художественной гимнастикой – и никак не могла определиться, что мне больше подходит. Одно время даже хотела учиться на врача…

Стать актрисой мечтала, как, наверное, многие девочки, но это были именно мечты. В начальных классах я готовила разные постановки, и мне больше нравилось быть режиссером. Однажды я сделала себе такое удостоверение (кстати, до сих пор храню его в паспорте), где было написано: «Трунева Валерия – режисев и актриса первого плана» (именно так, с ошибкой в слове «режиссер»). Но постепенно всё это забылось. У меня в семье все физики, и я тоже в какой-то момент собиралась пойти в Бауманку на физика, но, поступив в физико-математический лицей, поняла, что учиться там мне всё-таки сложно. Лицей больше запомнился тем, что там проходил творческий марафон, замечательно организованный. В течение года ежедневно после уроков нам давали задания, каждый раз разные: подготовить танец, сделать какой-то макет, поставить сценку и т.д. Класс, который побеждал, получал невероятный приз – поездку за границу, например. Там «отжигала по полной» свой творческий потенциал и когда потом попала на выпускной показ в ГИТИС, сразу поняла, где хочу учиться.

Что вы почувствовали, когда ваша мечта сбылась?

Была в ступоре. Поступить я пыталась 5 лет подряд, и за это время у меня появилась куча комплексов и неуверенность к себе. Казалось, что это недосягаемая мечта. Помню один момент: держу студенческий билет в руках и просто не могу понять, что произошло. До конца я это осознала только на вручении диплома – получала его в слезах.

Каково это – поступать на артиста? В театральных вузах огромный конкурс…

Главное испытание – творческое. Необходимо собрать большую программу: подготовить несколько вариантов чтения басен, стихов, прозы и т.д. Конкурс проходит в несколько этапов. Желающих поступить очень много, поэтому отбор идет в течение нескольких месяцев. Сначала формируются группы по 10 человек, которые проходят прослушивание. Из этих десяти в первый этап попадет, может быть, только один. Если же ты дошел до последнего испытания – коллоквиума, на котором уже встречаешься с мастерами, то шансы поступить приближаются к 90%.

Кому-то из ваших однокашников удалось добиться известности?

Да, конечно. Например, мои однокурсники Кристина Бабченко и Александр Воробьев сейчас снимаются в хороших сериалах. С актером Александром Петровым я вместе не училась, но бывала на его выпускных показах.

У многих студентов бывает «кризис двух лет», когда хочется бросить учебу и кардинально изменить свою жизнь. У вас такое было?

Было. Наверное, это связано с тем, что я возложила слишком много ожиданий на свою alma mater. Мне казалось, что там меня научат всему, и меня ждет шикарное будущее. Но ничто не бывает идеальным. Были и слезы, и истерики – в театральном вузе, где работа идет с душой, это не редкость. Но всё вернулось на круги своя, я осталась и завершила учебу.

Расскажите о своем сенситивном спектакле. Как пришла идея создать «театр ощущений»?

Я сама участвовала в таком спектакле в Москве, показы которого организовал продюсер Фёдор Елютин совместно с бельгийской компанией Ontroerend Goed, практиковавшей такого рода выступления и в других странах. Спектакль назывался «Smile off». Это потрясающе! Происходит полное погружение: у тебя «пропадает» зрение, но за счет этого обостряются другие органы восприятия. Люди плачут, смеются, восторгаются – переживают разные эмоции. Когда мы организовали театр ощущений в Вологде, то работали круглыми сутками. От каждой минуты пребывания в этом мире я получала наслаждение. Видеть искренние эмоции людей – это лучшее, что может дать театр.

Что происходит внутри такого спектакля, как это выглядит?

Сначала все зрители собираются в первом зале. Что там происходит – это секрет, который нельзя выдавать. Потом участники по одному заходит в отдельные комнаты, где и происходит само действие. Всё длится примерно 3-4 минуты, и таких комнат с различными историями около 10. Это как конвейер: один зритель меняется с другим по очереди. А заканчивается всё встречей в общем зале, где участникам предлагают выпить чаю и поделиться впечатлениями, обсудить то, что с ними произошло.

Сенситивный театр – это совершенно новый уровень погружения в действие. Главным героем спектакля является сам зритель, он же – создатель сюжета. Я не могу точно описать, что ты испытываешь во время всего этого, но попробую. Мне кажется, эти ощущения сродни нахождению в утробе матери, когда ты надежно защищен, но слышишь звуки, чувствуешь запахи, ощущаешь прикосновения. Зритель сам создает вокруг себя сказочный мир, который видит не глазами, а воображением. Мы используем методы психологии: в спектакле есть вопросы, над которыми приходится подумать. Многие зрители до момента посещения «театра ощущений» не знали, что это такое. Всё, что происходило с ними – это в новинку, потому что в Вологде никогда такого не было.

Вы поставили уже два сенситивных спектакля – расскажите о них.

Первой постановкой стала новогодняя история «Смотри», которая эмоционально погружала людей в сказку. Вместе со мной спектакль готовила фотограф Анастасия Юсупова. Мы собрали команду актеров из ТЮЗа и драмтеатра, а также танцоров, которые имели опыт участия в перформансах, помогала нам фотограф Анастасия Юсупова. Долго продумывали каждую деталь, особенно текст спектакля – это самое важное. Мне хотелось сделать не просто подобие того, что я уже видела, а предложить что-то совершенно новое. Думаю, у нас это получилось.

Потом появился спектакль «Помнишь». Это история про детство, точнее, про воспоминания. К сожалению, мы играли его недолго – трудно было совместить показы с нашей основной работой в театре. На один из последних показов к нам пришел слепой путешественник, ведущий YouTube-канала «Куда глаза не глядят» – он как раз тогда приехал в Вологду. Специально для него мы сделали демоверсию спектакля, чтобы познакомить его с городом через звуки и запахи. Надеюсь, что в следующем сезоне мы продолжим ставить сенситивные спектакли, и больше людей узнает об этом виде театрального искусства.

На основной работе – в Вологодском драматическом театре – вы не только заняты во многих спектаклях, но и реализуете собственные проекты. Что это – удача или амбиции?

В профессиональном успехе актера многое зависит от театра. Во многих, например, московских театрах тебя берут на работу, но играть толком ничего не дают. Ждать своего часа, оставаясь на подтанцовке, можно очень долго. В Вологодский драмтеатр меня звали целенаправленно: художественный руководитель театра Алексей Вячеславович Ожогин был моим педагогом в ГИТИСе. Он позвал меня работать, когда я училась на третьем курсе. Политика у него такая: все актеры должны быть заняты, и все новички моментально оказываются в работе – это здорово.

Насчет моей собственной кипучей деятельности: я устраиваю различные эксперименты, потому что мне не сидится на месте. Так появились сенситивные спектакли. В драмтеатре я была инициатором променад-спектакля «Берггольц. Вопросы», а самый значимый для меня эксперимент – это моноспектакль «Чернобыльская молитва», который поставил литовский режиссер Линас Зайкаускас. Просто мне необходимо делать что-то еще, помимо основной работы. Тем более изначально я хотела быть режиссером, поэтому обязательно нужно поставить что-то самой – так сказать, закрыть гештальт.

Какой спектакль стал для вас испытанием на прочность, какой помог открыть что-то новое в себе?

Когда Линас Зайкаускас приехал к нам ставить «Вишневый сад», он предложил мне сделать моноспектакль, в котором я сама сыграю. У меня ни разу в жизни не было такого опыта – я лишь ставила моноспектакли, но никогда не играла в них. Получилось так, что утром, днем и вечером мы репетировали «Вишневый сад», а после этого – «Чернобыльскую молитву». Это был довольно сложный месяц. К тому же текст о Чернобыле очень тяжелый – всем известно, какие последствия для людей и природы имела авария на АЭС. Каждый раз, когда я играю этот спектакль, мне кажется, я теряю несколько лет жизни… Это огромный опыт, который вывел меня на совершенно новый уровень.

Каково это – быть одной на сцене?

Очень сложно. Кажется, что с каждым разом должно становиться легче, но нет. Всё внимание зрителей сосредоточено лишь на тебе, а в роли много текста и мало действия. Например, довольно долго я стою у микрофона, и больше ничего не происходит.

Расскажите о своем аккаунте «Актриса за кулисой» в Tiktok – я впервые увидела вас именно там. Чем это занятие вам интересно?

Хотелось просто попробовать рассказать о себе в этом формате. Сначала ничего не получалось, а потом я стала рассказать про театр, и это оказалось интересно зрителю: и сама тема, и то, как я ее подаю. Аккаунт появился в январе этого года, а сейчас на нем уже около 600 тысяч подписчиков – людей, которым нравится мое творчество. Как я радовалась первой тысяче! Сейчас у меня потрясающая аудитория, которая не выражает никакого негатива в мою сторону – у меня даже самооценка повысилась. Планирую развивать свой аккаунт и дальше – вообще считаю его своей второй работой. Знаю примеры, когда люди благодаря Tiktok начинали сниматься в кино и играть в известных театрах.

Студентка ВоГУ Наталья Спирина