12+

Светлана Блинова

Блинова Светлана Владимировна родилась в 1964 году в г. Бакал Челябинской области. Закончила музыковедческое отделение Уфимского государственного института искусств (1991) и аспирантуру Вологодского государственного педагогического университета (1998). С 1994 года — преподаватель кафедры теории и истории музыки ВГПУ (с 2001 — доцент). В настоящее время — доцент кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов музыкально-педагогического отделения факультета иностранных языков, культуры и искусств ВГУ. В 2000 году в Государственном институте искусствознания (Москва) защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Формирование и функционирование тематизма в венской симфонической школе XVIII века: композиторы «второго ранга») (научный руководитель — профессор М. Ш. Бонфельд). С 2009 года — член Союза композиторов России.

Список опубликованных работ

Монография

Венская симфоническая школа XVIII века («малые мастера»). Вологда: «Русь», 2003. Редактор-составитель сборника и автор вступительной статьи к сборнику: М.Ш. Бонфельд. Избранные статьи и рецензии. К 70-летию со дня рождения. Вологда, 2009. — 324 с.

Научные статьи

1. Духовные ориентиры советского музыковедения и культура Востока. Тезисы. / Русская музыка X-XX веков в контексте традиций «Запад-Восток». Тезисы Всесоюзной конференции. Новосибирск, 1991. — C. 19-21.
2. Человек. Духовность. Медитация... // Музыкальная академия, 1994, № 1. С.41-45.
3. Концерты Вагензейля в контексте венского классицизма. // Сборник научных работ студентов и аспирантов ВГПИ. Вып. 3. Вологда: Русь, 1995. С. 130-139.
4. Тематизм в сонатных формах Иоганна Михаэля Гайдна. // Сборник научных работ студентов и аспирантов ВГПУ. Вып.4. Вологда: Русь, 1996. С. 135-145.
5. Музыкальный быт Вены от Реформации до XIX века. // Сборник научных работ студентов и аспирантов ВГПУ. Вып. 5. Вологда: Русь, 1997. — С. 173-185.
6. Тематизм менуэтов в венской симфонической школе XVIII века. // Сборник научных работ студентов и аспирантов ВГПУ. Вып. 6. Вологда: Русь, 1998.- С. 150-161.
7. Проблема целостности текста (Предклассическая сонатная форма). Тезисы.// Междисциплинарный семинар — 2: Художественный текст. Целостность. Интерпретация. Тезисы докладов. — Петрозаводск: ПГК, КГПУ, 1999. — С. 12-14.
8. Формирование и функционирование тематизма в венской симфонической школе XVIII века (композиторы «второго ранга»). Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Москва, 2000.
9. Некоторые предпосылки формирования классической симфонии в Вене. // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Сб. Научных трудов. Вып.1. — Вологда, Русь, 2000 г. — С. 6-16.
10. Мера разнообразия тематизма в менуэтах венских симфоний XVIII века (на примере «композиторов «второго ранга»). Тезисы. // Междисциплинарный семинар — 3. Тезисы докладов. — Петрозаводск: ПГК, КГПУ, 2000 . — С. 21-22.
11. Спецкурс «Философия музыки» в программе музыкально-педагогического факультета университета. Тезисы. // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. Материалы I-ой Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 2001. Том I. С. 79-81.
12. Сонатная форма на пути к динамическому сопряжению // Художественный мир музыкального произведения. Межвузовский сборник статей. Уфа, 2001. С.59-71.
13. Проблема финала в сонатно-симфоническом цикле. Тезисы. // Междисциплинарный семинар — 4: Интерпретация художественного текста. Сб. научных материалов. Петрозаводск: ПГК, КГПУ, 2001 . — С. 16-18.
14. Сравнительный метод в преподавании истории музыки. Тезисы // Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи — в XXI век. Материалы научно-практической конференции. Кострома, 2002. С. 24-27.
15. Венская классическая симфония как явление синтеза.
16. Школа Й. Гайдна как феномен музыкальной культуры конца XVIII — начала XIX века // Музыкальная культура: век XIX — век XX. Вып. II. М., 2002. С.10-24.
17. Некоторые черты австрийского национального менталитета и музыка. // Социально-психологические проблемы ментальности. Международная научно-практическая конференция. Смоленск: СГПУ, 2002. С.48-52.
18. Изучение творчества «малых мастеров» в музыкальном вузе. // Искусство в системе гуманизации общего и профессионального образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курск: КГПУ 2002. С. 243-247.
19. Малые мастера венской школы XVIII века и их вклад в формирование классической симфонии. // Междисциплинарный семинар — 5. Текст художественный: В поисках утраченного. Сб. научных материалов. Петрозаводск: ПГК, КГПУ, 2002 . — С. 100-109.
20. История симфонии как процесс синтеза. // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы третьей научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева. — М., 2003. — С. 43-46.
21. Творчество «больших» и «малых» мастеров венской симфонической школы XVIII века и проблема художественного синтеза. // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы четвертой научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева. — М., 2004. — С. 34-37.
22. Г. К. Вагензейль: «натура, указующая на Моцарта». // Междисциплинарный семинар — 7. Звукомир художественного текста. Сб. научных материалов. Петрозаводск: ПГК, КГПУ, 2004 . — С.137-142.
23. Некоторые черты музыки как вида искусства и специфика ее воздействия на человека. Тезисы. // Традиции и опыт духовно-нравственного воспитания молодежи средствами классического музыкального искусства. Материалы Всероссийской научнопрактической конференции VII Открытого фестиваля преподавателей и студентов музыкальных факультетов вузов России. Кострома, 2004. С. 14-15.
24. Об особенностях финалов симфоний венских «малых мастеров» предклассического периода. // Музыкальное содержание: наука и педагогика. III Всероссйиская научно-практическая конференция 26-29 апреля 2004. Уфа, 2005.— С. 475-486.
25. Эволюция жанра симфонии и творчество «малых мастеров» венской школы XVIII века // Динамiка наукових дослiджень. Матерiали III Мiждународної науково-практичної конференцiї. Т. 6: «Музика та життя». Днiпропетровськ: Наука i освiта, 2004. — С. 18–20.
26. О некоторых возможностях классификации сонатно-симфонических циклов. // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы четвертой научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева. — М., 2005. — С. 45-47.
27. И.Г. Альбрехтсбергер в кругу великих современников. // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Сб. научных трудов. Вып.2. — Вологда, Русь, 2006 г. — С. 5-25.
28. Античные герои в симфоническом цикле (симфонии Диттерс-дорфа по «Метаморфозам» Овидия). // Синтез в русской и мировой художественной культуре. Материалы пятой научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева. — М., 2006. — С.82—84.
29. Слово об Учителе (памяти М.Ш. Бонфельда). // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Сб. Научных трудов. Вып.3. — Вологда, Русь, 2007 г. — С. 5-16
30. Симфонии Диттерсдорфа в контексте венского классицизма. // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Сб. Научных трудов. Вып.3. Вологда, Русь, 2007 г. — С. 17-27.
31. Слово об Учителе (памяти М.Ш. Бонфельда). // Сб. статей IX Всероссийского междисциплинарного семинара «Художественный текст: явное и скрытое». Петрозаводск: ПГК, КГПУ, 2007. С. 10–26.
32. Слово об Учителе (памяти М.Ш. Бонфельда). // Музыкальная академия. 2007, № 2. С. 116–121.
33. Эберль: «успешный соперник Бетховена». // Сб. статей IX Всероссийского междисциплинарного семинара «Художественный текст: явное и скрытое». Петрозаводск: ПГК, КГПУ, 2007. — С.162—167.
34. Жизнь и творчество А. Эберля. Аннотация. Сайт Musicaviva.ru
35. Иоганн Михаэль Гайдн: забытый зальцбургский мастер // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Сб. Научных трудов. Вып.4.— Вологда, Русь, 2008. — С. 5-28.
36. М. Ш. Бонфельд // Сайт cultinfo.ru
37. История музыкально-педагогического факультета ВГПУ (деканат, кафедры, творческая деятельность, связи, персоналии) // Сайт muzped.ru
38. В. Гаврилин // Буклет V Международного музыкального Гаврилинского фестиваля. Вологда, 2008.
39. Музыкальные Гаврилинские фестивали // Буклет V Международного музыкального Гаврилинского фестиваля. Вологда, 2008.
40. Великие современники — о Камилле Плейель // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Сб. Научных трудов. Вып.5. — Вологда, Русь, 2009. — С. 5-15.
41. Наслаждение анализом и синтезом. Вступительная статья // М.Ш. Бонфельд. Избранные статьи и рецензии. К 70-летию со дня рождения. Вологда, 2009. — С. 5-37.
42. М. Ш. Бонфельд. Избранные статьи и рецензии. К 70-летию со дня рождения. Составление, редакция.
43. Георг Кристоф Вагензейль и его клавирные концерты // «Музыкальное искусство и музыкальное образование в современном мире». Материалы международной научно-практической конференции. сб. Махачкала, 2009. С. 205-207.
44. Герои Овидия в симфониях Диттерсдорфа // Искусство и педагогика: проблемы художественного и музыкального образования. Материалы V Международной научно-практической конференции. Казань, 2009. С. 389-391.
45. Композиторы «второго ряда» в эпоху венского классицизма // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе. Ростовская государственная консерватория (академия) им. С.В. Рахманинова. — М.: Композитор, 2010. С. 80-89.
46. Морис Бонфельд и Камерный ансамбль Вологодской областной филармонии // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Сб. Научных трудов. Вып.6.— Вологда: ВГПУ. — 2011. — С.5-11.
47. Музыка композиторов Вологды. Вст. статья к сборникам регионального отделения Союза композиторов России // Музыка композиторов Вологды. Т. 1-4. Вологда: Граффити. — 2011.
48. Контроль качества освоения дисциплины «История зарубежной музыки» на музыкально-педагогическом факультете университета // Управление качеством непрерывного образования. Сборник статей III Межрегиональной научно-практической конференции. Вологда. 2012.
49. Музыкально-педагогический факультет ВГПУ: этап становления (1976-1988) // Вестник Вологодского государственного педагогического университета. — Вологда, 2012. — С. 72-77.
50. Фортепианный цикл «Детские игры» Ж. Бизе и французская живопись: некоторые параллели // Вопросы музыкознания и музыкального образования. Сб. Научных трудов. Вып.7. — Вологда: ВГПУ. — 2013. — С.10-16.
51. Валерий Гаврилин и Вологда // Музыкальная культура Вологодского края: исследования и материалы. Вологда: Древности Севера. — 2013. — С. 26-43.
52. Деятельность вологодских композиторов второй половины XX-XXI века // Музыкальная культура Вологодского края: исследования и материалы. Вологда: Древности Севера. — 2013. С. 44-72.
53. Композиторская деятельность М. Ш. Бонфельда // Вестник ЧГУ. № 3 (50). Т.2. — Череповец. — 2013. — С.148—153.
54. Хронология основных событий, связанных с историей композиторского творчества на Вологодчине (1939-2013) // Музыкальная культура Вологодского края: исследования и материалы. Вологда: Древности Севера. — 2013. — С. 106-110.
55. Из истории Вологодского музыкально-педагогического училища [в соавторстве с А.О. Персиянцевой] // Музыкальная культура Вологодского края: исследования и материалы. Вологда: Древности Севера. — 2013. — С. 73-78.

Учебно-методические работы

1. История музыки. Методические рекомендации по подготовке к викторинам, зачетам и экзаменам. Вологда: Русь, 2000
2. История зарубежной музыки. Методические рекомендации для студентов музыкально-педагогического факультета (ОДО и ОЗО). Вологда: Русь, 2001. (в соавторстве с М.Ш. Бонфельдом).
3. Введение в гармонию и полифонию. Методические рекомендации для студентов музыкально-педагогического факультета (ОДО и ОЗО). Вологда: Русь, 2005.
4. История зарубежной музыки. Методические рекомендации для студентов музыкально-педагогического факультета (ОДО и ОЗО). Вологда: Русь, 2005. (в соавторстве с М.Ш. Бонфельдом).
5. История зарубежной музыки. Методические рекомендации для студентов музыкально-педагогического факультета (ОДО и ОЗО). Вологда: Русь, 2008.

Учебное пособие

1. Теория музыки в таблицах. Вологда: Русь. — 2008. — 58 с.


Список работ, опубликованных в газетах Вологды и Москвы

Статьи в «Российской музыкальной газете» и газете «Музыкальное обозрение» (Москва)

1. Большой праздник музыки на родине Гаврилина // Российcкая музыкальная газета, 2005, № 1–2, c. 5.

2. Издана биография Вологодской филармонии // Российcкая музыкальная газета, 2005, № 4, c. 5.
3. «Музыкальное просветительство — век XXI» // Российcкая музыкальная газета, 2005 № 7–8, c. 9.
4. Памяти Учителя [М. Ш. Бонфельда] // Российcкая музыкальная газета, 2006, № 1-2.
5. «Память сердца» // Музыкальное обозрение, 2006, № 12.
6. Музыкально-педагогический факультет ВГПУ// Музыкальное обозрение, 2007, № 12.
7. В. А. Гаврилин // Музыкальное обозрение, 2007, № 12.
8. М. Ш. Бонфельд // Музыкальное обозрение, 2007, № 12.
9. В Вологде создано 47-е региональное отделение Союза композиторов России // Музыкальное обозрение, 2009, № 6.

Статьи в газете Вологодской областной филармонии им. В. А. Гаврилина «Камертон»

Р
ецензии на концерты Международного музыкального Гаврилинского фестиваля 2004 года

1. Очарование «живой музыки» // «Камертон», октябрь 2004;
2. Юбилейный вечер А.Н. Лоскутова в филармонии // «Камертон», октябрь 2004;
3. Музыкальное приношение // «Камертон», ноябрь 2004;
4. Подлинное мастерство // «Камертон», ноябрь 2004;
5. Звучит Мужской камерный хор // «Камертон», ноябрь 2004;
6. «Мой гений» // «Камертон», ноябрь 2004;
7. Посвящение Мастеру // «Камертон», ноябрь 2004;
8. «Я Вас люблю...» // «Камертон», ноябрь 2004;
9. И опять звучит музыка Гаврилина и Свиридова... // «Камертон», ноябрь 2004;
10. Подлинная свобода духа // «Камертон», декабрь 2004;
11. Памяти И. И. Соллертинского // «Камертон», декабрь 2004;
12. Латышская музыка на Гаврилинском фестивале // «Камертон», декабрь 2004;
13. Триумфальный успех //«Камертон», декабрь 2004;
14. Антология фортепианной музыки Гаврилина //«Камертон», декабрь 2004;
15. Праздник хоровой музыки //«Камертон», декабрь 2004;
16. Концерт бразильского пианиста //«Камертон», декабрь 2004;
17. «Лучшее сопрано современности» //«Камертон», декабрь 2004;
18. «В воскресенье праздник, будут перезвоны...» // «Камертон», декабрь 2004.

Рецензии на концерты Международного музыкального Гаврилинского фестиваля 2006 года

1. «Посвящение Гаврилину». Открытие Международного музыкального Гаврилинского фестиваля // Газета Вологодской областной филармонии им. В.А. Гаврилина «Камертон», октябрь 2006;
2. Подлинный праздник музыки // «Камертон», октябрь 2006;
3. Концерт скрипача и баяниста // «Камертон», октябрь 2006;
4. Вечер фортепианных транскрипций// «Камертон», октябрь 2006;
5. «О, память сердца..» // «Камертон», октябрь 2006;
6. В поле нежности и любви // «Камертон», октябрь 2006;
7. Концерт Московского трио // «Камертон», октябрь 2006;
8. Вновь в Вологде Камерный хор Владимира Минина // «Камертон», ноябрь 2006;
9. «Затеяли сыграть квартет...» // «Камертон», ноябрь 2006;
10. Русская музыка в исполнении эстонского пианиста // «Камертон», ноябрь 2006;
11. Звучат Моцарт, Беллини, Листов и Гаврилин...// «Камертон», ноябрь 2006;
12. Мелодии любви // «Камертон», ноябрь 2006;
13. Концерт духового квинтета // «Камертон», ноябрь 2006;
14. «Чтобы снова наслажденье в царстве звуков испытать...» // «Камертон», ноябрь 2006;
15. Заключительный концерт Гаврилинского фестиваля // «Камертон», ноябрь 2006;
16. Концерт «Памяти М. Ш. Бонфельда» // «Камертон», январь 2007.

Публикации в журналах

1. Страницы истории Международного музыкального Гаврилинского фестиваля // Областной журнал «Вологодская афиша» (дайджест культурной жизни). 2009, «Весна». С. 41–43.

2. Светлана Гришина. «Светлана Блинова: «Привлекательность музыки Гаврилина — в яркой образности и живом мелодизме» // Электронный журнал о культуре «Сфера». Осень 2014.


Поделиться
Плюсануть
Класснуть