12+

Концерты Национального филармонического оркестра

8 июня в Вологодской областной филармонии им. В.А. Гаврилина состоялась пресс-конференция, на которой маэстро ответил на вопросы представителей средств массовой информации.

Пресс-конференцию открыл первый заместитель Губернатора области Иван Поздняков. Он заметил, что такие проекты, как «Лето в Кремле», позволяют вологодскому зрителю знакомиться с лучшими солистами и коллективами России. Директор Московской академической филармонии Алексей Шалашов по этому поводу сказал: «То, что происходит в Вологде и Вологодской области – крупные проекты, организуемые Правительством и департаментом культуры области, - это дорогого стоит». И немного приоткрыл завесу сложной, невидимой публике работы по организации мероприятий, подобных недавно проходившему концерту Дениса Мацуева совместно с оркестром Московской филармонии или концерту Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова в рамках проекта «Лето в Кремле».

Директор Национального филармонического оркестра Георгий Агеев рассказал о впечатлениях, полученных от путешествия коллектива по Русскому Северу. Мурманская земля, Псков, Новгород, Вологда произвели потрясающее впечатление – здесь особая культура, суровая и вместе с тем высокодуховная; монастыри и храмы, поражающие глаз и сердце; люди, впечатляющие своей отзывчивостью и радушием.

Владимира Спивакова представители СМИ расспрашивали обо всем: начиная процессом подборки партитуры для оркестра и заканчивая отношением к Вологде. По поводу последнего великий дирижер заметил: «На Вологодчину я приезжаю с удовольствием. Здесь хорошие музыкальные традиции, музыкальное образование; сейчас еще появился прекрасный зал для выступлений…»

Спросили у мэтра музыки про его отношение к творчеству нашего земляка, композитора Валерия Гаврилина. «У Гаврилина удивительно сердечная музыка, полная душевной тонкости, - сказал Владимир Спиваков. – Правда, существует мало оркестровых обработок его произведений; нужно будет этим заняться».

Задавали Владимиру Теодоровичу и чисто обывательские вопросы, например, устают ли у него руки во время концерта. Спиваков совершенно серьезно ответил: «Бывает, устают, но это не страшно. Главная проблема в том, что во время дирижирования в тебе самом, внутри, звучит музыка, и нужно ее как-то заглушать, чтобы слышать оркестр».
Но самое большое оживление вызвал вопрос, связанный с волнующим сейчас многих россиян проектом «Семь чудес России»: «Что Вы считаете основным российским чудом?» Маэстро ответил лаконично: «Главное чудо России – люди». И добавил: «Особенно – люди в провинции. Это чистый родник».

 

Елена Легчанова

7 и 8 июня. Зал музыкального колледжа. Концерты Национального филармонического оркестра России.

Всемирно известный симфонический оркестр Москвы, руководимый Владимиром Спиваковым, во второй раз приезжает в наш город. Его выступления 7 и 8 июня проходили в рамках «Всероссийских симфонических сезонов». Вологда стала одним из центров большого гастрольного тура по Северо-Западу России.

Поездка оказалась нелегкой для коллектива, получившего признание во многих странах мира, но остающегося Национальным оркестром России и выполняющим свою основную задачу – нести сокровища симфонической музыки во многие регионы, в том числе и те, в которых подобного класса оркестры не бывали ни разу.

В гастролях по Северо-Западу музыкантам особенно запомнились выступления на авианесущем крейсере «Кузнецов», в поселке Кипелово, где их благодарными слушателями были матросы, старшины и офицеры. Старинный Псков поразил столичных гостей первозданной красотой Руси изначальной...

Два вечера в новом концертном зале Вологодского музыкального колледжа прошли при большом стечении публики. 7 июня исполнялась Четвертая симфония П.Чайковского и «Симфонические танцы» С.Рахманинова.

Произведение Чайковского осталось в истории русской музыки примером высочайшего образца симфонии-драмы, выразительно раскрывающей психологический момент столкновения человека с непреодолимыми роковыми обстоятельствами. Оно хорошо известно профессионалам и любителям музыки. Но такое совершенное звучание оркестра, в котором разные инструментальные группы сливаются в единое гармоническое целое, создавая удивительно тонкий ансамбль – такое удается услышать нечасто. Музыканты Национального филармонического оркестра действительно «чувствуют локоть друг друга» и хорошо «слышат» своих коллег. И кроме всего прочего, они бесконечно увлечены общим процессом музицирования.

«Симфонические танцы» Рахманинова – произведение сложное даже для знатоков музыки и, по признанию дирижера, потребовало от него и оркестрантов высокого творческого напряжения. На пресс-конференции Владимир Теодорович заметил, что исполнение двух симфоний (а «Симфонические танцы» приравниваются к трехчастной симфонии) в одной программе они практикуют крайне редко и только там, где есть действительно подготовленная публика. Наша Вологда 7 июня предоставила гостям такую возможность.

8 июня программа строилась на более популярных одночастных оркестровых произведениях и вокальных номерах в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Павловской. Прозвучали увертюры к операм Дж. Верди «Сила судьбы» и «Сицилийская вечерня», оркестровое интермеццо из оперы П. Масканьи «Сельская честь», сюита Хименеса на темы испанских народных мелодий «Свадьба Дона Алонсо», Полька И.Штрауса «Гром и молния»... Лауреат международных конкурсов Т.Павловская, как всегда мастерски, исполняла известные оперные арии из произведений Дж.Верди, Д.Пуччини, Ф.Чилеа.

Слушатели Вологды остались бесконечно благодарны московскому оркестру и его легендарному дирижеру за два вечера упоительного общения с прекрасной музыкой в не менее прекрасном исполнении.

Элла Кириллова

Фото информационно-аналитического центра культуры