12+

Концерт виртуоза гитары Дмитрия Илларионова

13 октября 2010 года в областной филармонии прошел концерт известного московского виртуоза классической гитары Дмитрия Илларионова.

Дмитрия Илларионова называют музыкантом экстра-класса, отмечая его феноменальную технику и глубокую эмоциональность. Ему одинаково удается и старинная музыка, и гитарная классика, и современные опусы. Его выдающиеся успехи отмечены на международных конкурсах в США, Испании, Польше, Италии, России.

Дмитрий является обладателем гран-при крупнейшего конкурса классической гитары «Guitar Foundation of America» (США, 2002); победителем и обладателем приза Франциско Тарреги Международного гитарного конкурса имени Франциско Тарреги (Испания, 2008); победителем Международного конкурса исполнителей на классической гитаре имени Андреса Сеговии (Испания, 2009); победителем Международного конкурса «Гитара в России» (Россия, 2000) и многих других конкурсов, обращенных к мастерству игры на классической гитаре.

Итальянский композитор Анджело Джилардино, являющийся арт-директором общества Андреса Сеговии, считает его «одним из побегов» того великого «дерева», которое дало миру Ойстраха, Рихтера, Ростроповича.

Первое отделение концерта называлось «Шопен и гитара». Музыкант открыл его «Прелюдией ми минор, ор. 28 № 4», «Прелюдией Ля мажор, ор. 28 №7» и «Прелюдией до минор, ор. 28 № 20» польского композитора в собственном переложении.

«В этом году исполнилось 170 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского, 200 лет со дня рождения Роберта Шумана. И скоро мы отметим 200-летие со дня рождения Фридерика Шопена, который был величайшим пианистом эпохи романтизма. Первое отделение моей программы – это дань уважения и почтения композитору», – так объяснил выбор музыкальных произведений Дмитрий Илларионов.

В число композиторов, чьи музыкальные опусы вошли в первое отделение концерта, гитарист включил тех исполнителей, которые имели непосредственное отношение к Фридерику Шопену или же вдохновлялись творчеством польского фортепианного гения.

Шопен в первую очередь тесно связан с фортепиано – инструментом, которым он владел блестяще. Известен факт, что композитор не написал ни одного сочинения без пианино. Он никогда не играл на гитаре, но, тем не менее, ему приписывают такие слова: «Нет ничего прекрасней, чем звук гитары. Может быть, только звук двух гитар». Об этом рассказал на концерте Дмитрий Илларионов, комментируя каждое сыгранное им произведение.

Он исполнил «Интродукцию и Вариации на тему Моцарта из оперы «Волшебная флейта», ор. 9» испанского гитариста Фернандо Сора, совместный концерт с которым был для Шопена одним из последних. Кроме того, известно, что Моцарт был любимым композитором Шопена: его «Реквием» звучал на похоронах пианиста.

Пьеса «Воспоминания об Альгамбре» испанского гитариста Франсиско Тарреги продолжила концерт. Франсиско Таррега был первым, кто переложил произведения Фридерика Шопена для гитары.

В первом отделении также прозвучала сюита «Собор» парагвайского гитариста Агустина Барриоса Мангоре, который тоже любил исполнять произведения Шопена и был близок к нему по стилистике и глубине собственных произведений.

«Valse en skai» французского гитариста Роланда Дьенса напомнил слушателям вальсы Штрауса и, конечно, самого Шопена. Французское слово «skai» переводится как «кожезаменитель». Как рассказал Дмитрий Илларионов, автор таким названием прежде всего обращает внимание на стилизацию под вальс XIX века, хотя написал он его уже в конце века двадцатого.

Первое отделение закрыл «Вальс си минор, ор. 69 № 2» Фридерика Шопена в переложении Роланда Дьенса.

Второе отделение концерта под названием «The best of… Дмитрий Илларионов» состояло из произведений, которые автор чаще всего исполняет на концертах и которые стали любимыми у слушателей разных стран.

В программе второго отделения прозвучали «Большая увертюра, ор. 61» итальянского гитариста Мауро Джулиани, «Дьявольское каприччио» (памяти Паганини), ор. 85а» итальянского композитора Марио Кастельнуово-Тедеско, «Мора». Allegro con fuoco из Сонаты № 1» болгарского гитариста Россена Балканского, «Две части из сюиты «Акварель»: Valseana, Preludio е toccatina» бразильского гитариста Серджио Ассада, «Tango en skai» Роланда Дьенса.

Юлия Шутова