12+

Открытие музыкального фестиваля «Кружева»

17 октября 2010 года. Софийский собор. Зал Вологодского областного музыкального колледжа. .

Предшествовавшие праздничному вечернему концерту музыкальные события на Кремлевской площади – перезвон колоколов и молитвенные песнопения в храме – словно бы протягивали в наши дни драгоценные нити традиций духовной жизни древней Вологды и настраивали на торжественно-патриотический лад. От такого фестивального «зачина», пришедшего к нам еще в 2008 году, вновь повеяло духом Руси изначальной, духом истинной веры предков.

Все, кому посчастливилось услышать великолепное выступление капеллы Валерия Полянского под сводами вологодской Софии, уже никогда не утратят огромного впечатления от исполненных ею духовных сочинений П. И. Чайковского.

В 80-х годах ХIХ века композитор написал немало духовной музыки, которая до сих пор не потеряла своей ценности. Звучание в Софийском соборе песнопений для смешанного хора a capella из сборника «Девять духовно-музыкальных сочинений» утверждало в мысли о том, насколько глубоки и искренни его религиозные чувства, одушевляло строгую тишину давно молчавшего храма, будило немалый восторг в сердцах всех присутствовавших на этом «концерте без аплодисментов»!

Вечером в зале музыкального колледжа вологжанам представилась возможность новой встречи с одним из самых замечательных коллективов России – уже полным составом Государственной академической симфонической капеллы (художественный руководитель и главный дирижер народный артист России Валерий Полянский).

В честь открытия музыкального фестиваля «Кружева» (художественный руководитель фестиваля – заслуженный деятель искусств России Андрей Устинов) были исполнены кантата «Москва» и Четвертая симфония П. И. Чайковского.

Открывали концерт четырехзвучный бой часов колокольни Софийского собора и Увертюра народного артиста России А. Чайковского, написанная в 2008 году по заказу вологодского фестиваля и впервые исполненная в Вологде. Тонкое кружевное вплетение в музыкальную ткань увертюры мелодий народных песен нашего края, интонаций из балета В. А. Гаврилина «Анюта» и боя вологодских курантов, достойное продолжение в этом произведении великих традиций русской классической музыки, наконец, успех этого произведения у вологодской публики делает закономерным предложение открывать увертюрой А. Чайковского все последующие музыкальные фестивали «Кружева».

Текст кантаты «Москва» прозвучал в этот вечер в своем первозданном виде, таким, каким его написал А. Майков в 1883 году. По своей практической цели это сочинение должно было бы нести черты торжественного хвалебного песнопения, так как было написано ко дню коронации Александра III. Но, как всегда у П. Чайковского, кантата «Москва» стала сплавом искренних, глубоко прочувствованных музыкальных образов, и главный пафос всего былинно-эпического повествования был заключен в воспевании Москвы как собирательницы русских земель. Сложный инструментально-хоровой жанр высветил самые лучшие качества капеллы: ее потрясающую энергетику, идеальность строя, уравновешенность хоровых партий, широкий динамический размах, и представил двух замечательных солистов – заслуженных артистов России Людмилу Кузнецову и Сергея Топтыгина.

Симфония № 4 стала кульминацией и блестящим завершением программы этого насыщенного контрастными впечатлениями вечера. Слушатели вновь почувствовали отзвуки жизненной драмы П. Чайковского и свет надежды на возрождение и счастье, а главное – вновь и вновь верили, что в этой музыке нет ни одной строчки, которая, по признанию автора, «не была бы мной прочувствована и не служила бы отголоском искренних движений души».

От имени всех благодарных вологжан первый заместитель Губернатора области Иван Поздняков вручил гостям дипломы участников фестиваля и уникальные сувениры, изготовленные мастерицами фабрики «Снежинка».

Подарком для слушателей оказалось ведение концерта народным артистом России Святославом Бэлзой.

Элла Кириллова