Это самый старый по времени существования спектакль из афиши фестиваля. Поставлен он в 1999 году. Самый старый не значит устаревший. В нём заняты два актёра, но каких: народный артист СССР Василий Лановой и народный артист России Евгений Князев. Сюжет пьесы прост: к маститому писателю для интервью приходит журналист с одним единственным вопросом: почему в своей последней книге писатель опубликовал не только свои письма, но и письма женщины, с которой он поддерживал переписку. Но не вопрос авторских прав волнует, как чуть позже выясняется, «псевдожурналиста».

Оказывается, он был не только хорошо знаком с Евой, состоявшей в переписке со знаменитостью, но и длительное время сам писал от её имени письма нобелевскому лауреату. Герой Евгения Князева в течение спектакля переходит от смущения и неловкости в общении со знаменитостью к прямым обвинениям своего оппонента в чёрствости и эгоизме. Герой Василия Ланового - напротив – избавляется от статуарности и предстаёт перед нами человеком, способным всё же на осознание своих ошибок. Интересно наблюдать и за ходом сюжета. Выясняется, что псевдожурналист пришёл к знаменитости не только для того, чтобы упрекнуть его в использовании близкого ему человека в корыстных целях, но и постараться понять, что может двигать человеком, который не отвергая любовь женщины, тем не менее не стремится к близости с ней. Интересно следить за извивами сюжета пьесы. Тем более, что актёры работают настолько убедительно, что создаётся впечатление будто они вместе с нами неожиданно узнают о новых поворотах сюжета.

Каждый раз, смотря пьесы на двух актёров, оцениваешь: кто из участников убедительнее. Ведь что ни говори это тоже творческое соревнование. В этом спектакле, мне кажется убедительнее выглядит Евгений Князев. Можно сослаться на то, что его роль имеет более что ли наступательный характер. Ведь инициатива о встрече исходила именно от его героя. Он пришёл с вполне ясной целью: поставить на место зарвавшуюся знаменитость. В то время как герой Василия Ланового с самого начала вынужден обороняться. Но дело даже не в этом. В этой роли Василию Лановому достаточно играть этакого небожителя, милостиво допустившего к своей персоне какого-то журналиста. И почти на протяжении всего спектакля Лановой рисует свой образ этой краской. Только в конце, когда настаёт пора раскрыть все карты, в нём появляется человечность, может быть даже незащищённость, какая-то растерянность. В то время как Князев показывает своего героя постоянно меняющимся, чутко реагирующим на изменения ситуации.

Несомненно, спектакль артистов московского театр имени Е. Вахтангова стал украшением фестиваля.

Теги: Голоса истории
Алексей Сальников, театровед

Новости по теме