Закрытие фестиваля стало величественным праздником Музыки, протянувшим красочную арку от бессмертных сочинений русского классика XIX – начала XX века С. В. Рахманинова к творчеству молодых композиторов наших дней. В помещении Софийского собора прозвучала Литургия св. Иоанна Златоуста, а вечером, в концертном зале музыкального колледжа, исполнялась Симфония № 2 и Концерт для фортепиано с оркестром до минор.
Таким образом, три главные линии творчества великого романтика России соединились в день прощания с III музыкальным фестивалем «Кружева».
Вечер закрытия начал Ярославский академический симфонический оркестр под управлением народного артиста РФ Мурада Аннамамедова.
Вторая симфония написана С. Рахманиновым в Дрездене, куда композитор удалился, чтобы свободно предаться творчеству. В ней с особенной полнотой и силой проявились неудержимое стремление человека к радости и красоте, светлая жизнеутверждающая романтичность.
Симфонию С. Рахманинова в живом звучании симфонического оркестра вологжане, пожалуй, слышали впервые, а выступление Ярославского оркестра воспринимали как безукоризненно стройное и глубоко художественное исполнение шедевра русской классики опытным профессиональным коллективом.
Второе отделение концерта, на взгляд слушателей-экспертов, было особенно трудным. Прозвучало коллективное сочинение семи молодых композиторов-москвичей «Посвящение» (к 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича, 2006) и традиционная увертюра «Вологодские кружева», на сей раз заказанная Артему Васильеву.
Оркестр под управлением М. Аннамамедова в этой части программы показал свою великолепную колористическую палитру, мастерское владение сложной техникой симфонической музыки XXI века.
В увертюре А. Васильева слух улавливал и четырехзвучный мотив вологодских курантов, и мелодию «частушек под язык», записанную автором в Устюженском районе Вологодской области – то, что, собственно, и стало мелодической основой всего произведения.
Второй концерт С. Рахманинова для фортепиано с оркестром прозвучал в третьем отделении вечера. Высочайший пример этого жанра нашел достойных исполнителей в лице лауреата международных конкурсов, заслуженного артиста России Александра Гиндина и Ярославского академического симфонического оркестра.
Традиция выступлений самого Рахманинова как «поющего пианиста» в высокой степени проявилась и в партии фортепиано А. Гиндина.
Роскошь мелодий, великолепное ведение партий оркестром и солистом, безукоризненная «выстроенность» частей концерта вновь позволяли гордиться этим явлением европейской фортепианной музыки и наличием высококлассных его исполнителей.
Элла Кириллова,
фото Ирины Сорокиной