Камерная экспозиция «Мир гармонии» известного российского модельера Вячеслава Зайцева открылась 24 февраля 2012 года в Музейно-творческом центре «Дом Корбакова». Тридцать работ народного художника России, действительного члена Российской академии художеств объединяет общая тема – красота и её многочисленные воплощения. Название выставки как нельзя лучше отражает творческое пространство автора и его неизменное стремление наполнить внешне безупречный художественный образ теплом и радостью души.

Выдающийся дизайнер моды, живописец, график, художник театрального костюма, лауреат Государственной премии РФ и премии Президента России, действительный член Российской академии художеств, народный художник РФ, профессор Вячеслав Зайцев родился 2 марта 1938 года в г. Иванове в семье рабочих Марии и Михаила Зайцевых.

Детство будущего художника протекало в годы войны, в типичных для того времени условиях: отец был призван в армию, и все тяготы жизни выпали на долю матери, простой и трудолюбивой женщины. В молодые годы она мечтала о сцене и была, по-видимому, человеком одаренным, чутким и восприимчивым. Именно поэтому она оказала очень большое влияние на сына, пробудив в нем с детских лет интерес к окружающему миру, к красоте природы, чтению и народной песне.

В 1945 году В. М. Зайцев поступил в Ивановскую среднюю школу № 22, а в 1952 году начал учебу в Ивановском химико-технологическом техникуме, который окончил в 1956 году по специальности «художник текстильного рисунка». Выбор профессии, как и у большинства молодых людей, родившихся в столице русского ситцевого края, был скорее данью традиции: полученная специальность гарантировала обеспеченность работой на производстве.

Желание дарить людям красоту и радость через модную одежду вызревало в нем как поиск его будущей деятельности. Узнав, что профессии модельера обучают в Московском текстильном институте, Вячеслав поставил перед собой цель поехать в Москву. Он сразу же был принят на отделение моделирования одежды факультета прикладного искусства, обратив на себя внимание редкой одаренностью.

Совершенствование в наброске было одной из важных для него задач – к тому времени студент Зайцев овладел прикладным текстильным рисунком, но еще не освоил рисунок как основу графического искусства, и потому уделял постоянное внимание графическим студиям. Параллельно с этим он много копировал отечественных и западных мастеров, античность и египетские фрески, персидскую миниатюру и средневековые орнаменты. Все, что осваивал, прикасаясь к тайнам искусства, он накапливал в себе, используя при случае в работе над первыми моделями. Уже в годы учебы в институте он проявлял большую смелость, выступая одновременно в роли модельера и демонстратора одежды, показывал и носил вещи, непривычные по силуэту и сочетанию цветов, нередко шокируя преподавателей и студентов. Несколько лет спустя такая одежда вошла в моду.

Пристальное внимание в годы учебы было уделено русскому народному искусству, поездке на Русский Север в древние города. В огромном богатстве народной мудрости и красоты В. М. Зайцева привлекала не поверхностная этнографичность, не возможность интонирования под русский стиль, а самая суть народного искусства, заключенная в устоявшемся в веках пластическом языке: пропорциях, ритме, сочетании излюбленных цветов, мажорности его колористического строя и глубокой человечности.

В 1950-е годы не только студенты, но и дипломированные художники имели крайне узкое представление о мировой моде. Единственным источником знаний в этой области были зарубежные журналы; получая их во время занятий в Театральной библиотеке, В. М. Зайцев знакомился с творчеством великих мастеров моды, восхищаясь красотой и высоким вкусом их моделей. Его захватило творчество Паля Пуаре, Габриэль Шанель и Кристиана Диора, которых он считает выдающимися скульпторами ткани, сумевшими выразить свою эпоху в образцах непревзойденного совершенства.

В 1962 году, окончив с отличием Московский текстильный институт, В. М. Зайцев был распределен на Экспериментально-техническую швейную фабрику Могоблсовнархоза в г. Бабушкино и назначен ее художественным руководителем. Опережая свое время, В. М. Зайцев в самом начале деятельности создал коллекцию спецодежды для женщин-работниц области и села. Очень смелая по меркам тех лет, она была отвергнута методическим советом. Вскоре коллекцию опубликовал журнал «Пари Матч» со статьей «Он диктует моду Москве». Спустя три года, в 1965 году, автора коллекции, так и не увидевшей свет, по этой статье разыскали Пьер Карден и Марк Боан («Диор»). За время, предшествовавшее встрече, В. М. Зайцев сумел проявить себя настолько убедительно в создании модной женской одежды для торговой сети столицы и области, что был приглашен на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту. Ознакомившись с творчеством своего молодого коллеги из СССР, известные парижские кутюрье, в том числе и присутствовавший на встрече Ги Лярош, фактически признали его своим достойным собратом по профессии. Однако «равным среди равных», как называют себя избранные мастера моды мира, принадлежащие к Мезон де Кутюр в Париже, В. М. Зайцев стал почти через четверть века, в год своего пятидесятилетия (1988): до 1986 г. он был лишен возможности выезда в капиталистические страны.

В тот же период шла успешная творческая работа В. М. Зайцева над созданием авторских моделей, результатом чего явились демонстрация его знаменитой «Русской серии» (1965-1968 гг.), коллекции по русским народным мотивам из ивановских ситцев (1976 г.) и иных предложений в составе сводных коллекций за рубежом.

В 1967 году В. М. Зайцев получил Гран-при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве. Именно в этот период В. М. Зайцев начал восприниматься на Западе как лидер советской моды, его высокий авторитет выразился в присвоенном ему в западной прессе имени «Красный Диор», которое подчеркивало органическую связь уникального искусства модельера с лучшими традициями мировой моды.

Покинув Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, В. М. Зайцев в скором времени связывает себя с фабрикой № 19 индпошива, на базе которой работает над ассортиментом вновь открываемого Дома Моды на проспекте Мира, 21. Его художественным руководителем Вячеслав Михайлович становится в 1982 году, а в 1988 году на общем собрании коллектива единогласно избирается его директором.

Именно здесь с 1982 года и по сей день мастер создает известные далеко за пределамн нашей страны авторские коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы, того стиля, что отличает и делает узнаваемыми любые изделия В. М. Зайцева.

«Его становление пришлось на самые тяжелые годы для художников-модельеров. Все мы помним 1960-70-е годы, когда вещь, произведенную в СССР, носить не хотел никто. И Вячеслав Михайлович совершил за 20 лет после окончания Ивановского текстильного института огромный прорыв, он сравнялся с ведущими кутюрье Европы. В 1982 году он основал Театр Моды в Москве. С тех пор он также курирует все детские театры моды России, предоставляя им свой подиум. Ежегодно мы показываем ему свои работы и посещаем его семинары. Это удивительный человек. Он воодушевлен своей деятельностью», – отметила на открытии выставки член Союза дизайнеров России художественный руководитель детского театра моды «Истоки» Алена Ковалева.

Многогранность творчества Вячеслава Зайцева отражает пространственная организация экспозиции. Куратор выставки Светлана Корбакова подчеркнула, что в первую очередь ей хотелось показать Вячеслава Михайловича как яркого художника, поскольку его известность в качестве модельера не требует особых представлений.

Экспозиция «Мир гармонии» состоит из четырех разделов. В первом зале демонстрируются материалы о жизни и творчестве Вячеслава Зайцева, в том числе фотографии, связанные с его пребыванием на вологодской земле. Во втором, основном, зале представлены работы в технике пастели и фотографии. В третьем – экспонируются рисунки мастера. В четвертом зале размещены цветные фотографии моделей в одежде, созданной Вячеславом Зайцевым. Украшением экспозиции стали женские вечерние платья из коллекции вологодского модельера Алены Мыза и женские льняные наряды, выполненные ООО «Волтри» (Вологда).

Открытие выставки сопровождалось чтением стихов маэстро моды в исполнении актера Вологодского областного театра для детей и молодежи Егора Машьянова, а также показом коллекций «Год солнца» и «Мадонна» модельного агентства «Ева».

Теги: Дом Корбакова, Вячеслав Зайцев
Юлия Шутова

Новости по теме