«Я здесь сын, а не гость…»

Этой стихотворной строчкой поэт и тележурналист Леонид Беляев обозначил свои бело-зерские корни. Так мог бы о себе сказать и Василий Петрович Носарев, 90-летие со дня рождения которого отметил Белозерск в марте. Детская школа искусств подарила городу юбилейную концертную программу «Белозерский вальс», название которой родилось от названия песни, написанной В.П. Носаревым и Л.А. Беляевым.

Василий Петрович Носарев – интересный, яркий, самобытный композитор, талантливый музыкант и педагог, уникальный настройщик – при жизни всегда старался встречать свой очередной день рождения авторским концертом. Эта традиция продолжается до сих пор, но с одной поправкой: концертные программы в его родном городе приурочены к юбилейным датам музыканта.

Атмосфера вечера-концерта, состоявшегося 6 марта, по словам начальника Отдела куль-туры, туризма и молодежной политики администрации Белозерского муниципального района Е.Г. Копыловой, отличалась особой камерностью, душевностью, искренностью, ведь многие исполнители, гости и зрители знали Василия Петровича лично и сохранили о нем добрую память. Задал такую тональность общению главный специалист Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области Сергей Вьялкин, который в своем приветственном слове с уважением отозвался о личности и творчестве нашего земляка, которого помнят не только в Белозерске, но и в Вологде и Череповце.

Мы вспомнили, что, освоив «в незапамятном детстве раннем» (в 4 года!) гармонь, Василий Петрович Носарев не расставался с ней никогда. Деревенский паренек Вася Носарев, поступая перед Великой Отечественной войной в Вологодское музыкальное училище, пленил членов приемной экзаменационной комиссии не только абсолютным слухом, но и игрой на гармони «по-кирилловски» и «по-белозерски». Много позже, участвуя в телепередаче «Играй, гармонь», привлек к себе внимание не только ее автора и ведущего Геннадия Заволокина, но и всех присутствующих особенной техникой владения инструментом и мастерством обработки русских народных песен. Он стоял у истоков создания Клуба гармонистов в Белозерском Доме культуры. Пропагандировал этот удивительный инструмент, исполняя собственные переложения для него, в том числе, переложения всех пьес «Детского альбома» П.И. Чайковского! Благодаря его мощному исполнительскому талан-ту, в Белозерске у детей возник устойчивый интерес к обучению игре на гармони. Тому подтверждение – открытие класса гармони в нашей школе искусств. На юбилейном вечере юные гармонисты со своим преподавателем А.Ф. Проурзиной пригласили публику на «Веселые посиделки». Зал восторженно принял выступление А.Е. Александрова – гармониста десятой «Золотой десятки» лучших гармонистов России. Это звание он получил в 2009 году в Ханты-Мансийске. Алексей Евгеньевич тоже с детства полюбил гармонь, но «вернулся» к ней только после разговора с Василием Петровичем, когда тот переехал в конце 1980-х на малую родину.

Талантливые люди никогда не останавливаются на достигнутом, они всегда в творческом поиске, всегда в движении. Так студент Вологодского музыкального училища, услышав однажды звуки виолончели, влюбился в этот музыкальный инструмент и убедил преподавателей в том, что сможет научиться на нем играть. Слово свое сдержал, любовь к виолончели сохранил до конца жизни. Более того, работал преподавателем в классе виолончели в ДМШ №1 г.Череповца. Вот что вспоминает Б.Ф. Одров, коллега Носарева: «Я пом-ню Василия Петровича отличным виолончелистом, и исполнителем, и педагогом! Видимо, Судьбе угодно было понимать это. Вот еще пример. Мало ли о ком писали «Известия», всесоюзная тогда газета, пользующаяся огромной популярностью у читателей. Но не-большая фотокорреспонденция на ее страницах о трех ученицах Василия Петровича вдруг затронула душевные струны такого великого музыканта, как Ростропович, который немедленно прислал в ДМШ №1 телеграмму с пожеланиями дальнейших успехов и педагогу Носареву и его ученицам. Когда Василий Петрович преподавал, он часто выступал в качестве виолончелиста. Этот инструмент пел в его руках мягким, красивым, очень выразительным голосом, отличаясь от звука других виолончелистов. И у его учениц – тоже. Как почувствовал это Ростропович, - не знаю…» (О. Белогрудов «Белозерский композитор В.П. Носарев»). Мы тоже с удовольствием послушали выступление студен-тов Вологодского музыкального колледжа Натальи Медведевой (класс виолончели О.А. Наумова) и Виктории Собениной (класс фортепиано М.С. Смекалова), которые исполнили «Lamento» Габриэля Форе.

Творческая жизнь В.П. Носарева исчисляется поразительной цифрой – 45 лет! Эти годы были наполнены не только исполнительской и педагогической деятельностью. Он оставил глубокий след в культуре Вологодской области как самобытный и интересный самодеятельный композитор, чему находим подтверждение в книгах Э.А. Кирилловой «Вологда музыкальная: XX век» (Вологда, 2001) и «Вологодский музыкальный колледж» (Вологда, 2008), а еще раньше в книге О.А. Белогрудова «Белозерский композитор В.П. Носарев» (Белозерск, 1994), презентация которой состоялась при жизни Василия Петровича. В Череповце, работая с оркестром русских народных инструментов, он создавал свой собственный оркестровый репертуар и достиг в этой области замечательных результатов: «Его оркестровая музыка («Липонька», «Янка») получила признание в бывшем СССР и сегодня находится в репертуаре ряда профессиональных оркестров русских народных инструментов, в частности, Санкт-Петербургского оркестра» (из книги О. Белогрудова). Василию Петровичу было интересно работать с различными коллективами и в коллективах. Со студенческих лет он играл в симфоническом оркестре, писал пьесы для ансамблей смешанного состава. Широко известен его «Вальс» для скрипки, виолончели и фортепиано. Его переложения русских народных песен отличаются высоким профессионализмом, мастерством, знанием технических возможностей инструментов, для которых он сочинял. Преподаватель Белозерской детской школы искусств Ирина Сергеевна Заборская попробовала себя в роли аранжировщика музыки Василия Петровича. Ее аранжировка фантазии Носарева на тему русской народной песни «Ходила младешенька» получила признание на III Международном конкурсе «Музыка и электроника» (Москва, 2010). Автор аранжировки и ее исполнитель стали Дипломантами конкурса. Конечно же, мы включили его в юбилейную концертную программу. Надо сказать, что наш вечер мы постарались провести так, как это могло бы быть при самом авторе, поэтому в программе звучали только произведения Василия Петровича.

Всю свою творческую жизнь Носарев тяготел к импровизации и сочинительству. Особенно к написанию песен. Белозер они привлекают в первую очередь тем, что написаны на стихи любимых поэтов-земляков Сергея Орлова, Сергея Викулова, Леонида Беляева. Есть песни и на стихи Н. Рубцова и О. Фокиной, А. Романова и В. Коротаева. В Череповце песни Василия Петровича исполняли его друзья-земляки Владислав Стеклов и Альберт Акимов. Переехав в Белозерск, он доверил свои песни белозерским артистам. В нашей концертной программе его вокальные и хоровые произведения прозвучали в исполнении дважды лауреата I степени I и II открытого городского конкурса хоровых коллективов ДМШ и ДШИ Вологодской области «Музыкальная капель» (Череповец, 2009,2010) стар-шего хора БДШИ (руководитель В.М. Акимова, концертмейстер Е.А. Акимова); народно-го самодеятельного коллектива «Радуга» БДК (руководитель В.М. Акимова, аккомпаниа-тор Ю.А. Кулаков), первым руководителем которого являлся В.П. Носарев; вокального трио в составе Е. Евдокимовой, В. Овсянниковой, М. Беленко – лауреатов различных конкурсов и фестивалей; преподавателей Т. Самсоновой и Т. Сахаровой. Мы выбрали песни композитора о малой родине: «За Вологдой метели», «Белое озеро», «Не забыл я тебя», «Песня» (все на стихи С. Орлова); «Пишите письма матерям», «Плуг и борозда», «Что ты рвешь свою гармонь» (автор стихов С. Викулов); «Белозерский вальс» (Л. Беляев) и «Песня о Белозерске» (Л. Мокиевская). Квартет «Славутницы», в составе которого преподаватели ДШИ А. Проурзина, Т. Авдонина, Г. Трофимова, Е. Копылова, сформировался вокруг В. Носарева и стал пропагандировать его песенное творчество. Сопровождал музыканта и композитора в его выступлении на II Всероссийском фестивале творчества инвалидов (Василий Петрович – инвалид Великой Отечественной войны, награжден орденом Красной Звезды), где состоялось знакомство Носарева с известным композитором И. Лученком. Тот уважительно отнесся к творчеству нашего земляка и доверил для исполнения свою новую песню квартету «Славутницы».

Василий Петрович был уникальным настройщиком фортепиано, несмотря на то, что когда-то назвал этот инструмент «комодом с шипами». Носарев утверждал, что не всякий музыкант, обладающий абсолютным слухом, может стать хорошим настройщиком, – для этого надо слышать особенности каждого инструмента. В Череповце в 1960-1970 годы в зале ДМШ №1 проводились филармонические концерты, на которых выступали известные пианисты. Естественно, рояль «Эстония» требовал постоянной настройки. Носарев блестяще с этим справлялся, а выступавшие поражались и удивлялись, что на периферии можно встретить такую профессиональную работу.

Василий Петрович любил работать с детьми, выступать перед ними. Он искренне радовался их успехам, поэтому в юбилейном концерте приняли участие обучающиеся нашей школы Арина Головкина с «Сарабандой» Д. Циполи, Илья Кокошников (лауреат VI меж-районного конкурса «Белозерская волна» 2010) с пьесой С. Прокофьева «Марш». Особо хотелось бы отметить Евгению Громову и не столько потому, что за три с небольшим года она успела стать дважды лауреатом I и II степени II и III открытого городского конкурса «Синтезатор собирает друзей» в пос. Молочное (2010, 2011), лауреатом I степени VI межрайонного конкурса «Белозерская волна» 2010, сколько за склонность к сочинению инструментальных пьес и песен – в этом факте усматриваю преемственность поколений. В творческой копилке Евгении пьесы «Музыкальное настроение», «Осенняя колыбельная», «Эскиз», «Сон». Активно участвуя в школьном конкурсе «Сочини мелодию», она за интересные свои сочинения по праву занимает самые высокие места. Есть еще один счастливый факт в ее творческой биографии. Написав музыку к известному и философскому стихотворению Н. Рубцова «Улетели листья…», Женя приняла участие в презентации сборника песен самодеятельных композиторов Вологодской области на стихи Н. Рубцова «Душа хранит», состоявшейся 17 сентября 2011 года в рамках фестиваля «Рубцовская осень», ведь она – один из авторов сборника. А в нашей программе в ее исполнении прозвучала «Фантазия» Ф-Э Баха. Кстати, и Арина, и Илья тоже являются активными участниками конкурса «Сочини мелодию».

Мы с удовольствием и очень внимательно слушали воспоминания Натальи Анатольевны Серебренник, руководителя областного учебно-методического центра, преподавателя Во-логодского музыкального колледжа, друга нашей школы. Ее отец, Анатолий Федорович Кокорин познакомился с Василием Петровичем в музыкальном училище. Дружил с ним, занимался в секции самодеятельных композиторов при Доме народного творчества. Квартира Кокориных во время приезда В.П. Носарева в областную столицу становилась музыкальным салоном, где звучали новые инструментальные произведения и новые песни. По признанию Натальи Анатольевны, Белозерск стал для ее семьи близким городом через дружбу ее отца с Василием Петровичем. В дар белозерской школе она привезла книгу А.Т. Тевосяна «Перезвоны: Жизнь, творчество, взгляды Валерия Гаврилина» (СПб, «Композитор», 2009), а также очень ценные для нас сборники «Стихи и песни вологодских авторов» 1961 года выпуска (3 конкурс ДНТ, Вологодское книжное издательство) и «Песни вологодских композиторов» 1969 года (Северо-Западное книжное издательство), в кото-рых напечатаны песни А.Ф. Кокорина и В.П. Носарева. Получили в подарок и фотографию из архива «Красного Севера» за 1969 год, на которой запечатлены самодеятельные композиторы К. Козлов, В. Носарев, М. Бонфельд, А. Кокорин.

Я попыталась рассказать о Музыканте Василии Носареве в полном контексте этого слова, но еще хочется сказать о том, что он оставил о себе теплый и добрый свет как человек. Может, потому, что прошел через горнило Великой Отечественной войны. Вот две не-большие выдержки из книги О. Белогрудова. «Он чувствовал людей, видимо, своим внутренним абсолютным (нет, нет не слухом) чувством и старался не причинять им какого-либо раздражения, а если оно имело место по независящим от него причинам, – старался устранить это состояние» (Б.Ф. Одров, стр.56). «Вы не поверите, но я скажу вам честно: уехал Василий Петрович, и скучно стало в нашей детской музыкальной школе №1…когда он у нас работал, его приход на рабочее место, начиная с вахты, замечался всеми. Дружно звучал смех то на одном, то на другом этаже. А это значило, что появился Василий Петрович. Всегда вокруг него образовывался кружок почитателей его музыки и его человеческого таланта. Есть ведь такие люди: там, где они появляются, начинается жизнь души, дружба, потребность высказаться, потребность общения» (В.М. Нехорошев, стр.53).

Вечер завершился выступлением лауреата Всероссийского конкурса хореографического ансамбля «Бусинки» (руководитель Л.Н. Сербина). Коллектив развеселил публику жанровой зарисовкой «Семечки» и зажег искрометным «Украинским танцем».

Земля Белозерская помнит своих талантливых сыновей. Детская школа искусств с 2005 по 2008 год работала над проектом «История страны. История старших поколений» (руководитель Т. Самсонова), открыв фотогалерею деятелей культуры Белозерска, оставивших заметный след в жизни города и района в середине прошлого века, ведь свет их таланта в то время позволил городу звучать победно и ярко. Мы занимались этим проектом ради восстановления преемственности поколений с перспективой на будущее, ради восстановления и сохранения памяти в конкретном социокультурном пространстве. Мы обращаемся к творчеству В.П. Носарева, исходя из этих соображений. Пока мы их помним, пока их творчество востребовано, они – живы!

Татьяна Самсонова,
преподаватель Белозерской детской школы искусств

Теги: Василий Носарев, Белозерск

Новости по теме