12+

«Андрей Боголюбский» на фоне Вологодского кремля


Консисторский дворик Вологодского кремля в ночь с 24 на 25 июня 2012 года буквально переместился во времена княжеской Руси XII века – расцвета Владимиро-Суздальской земли, во главе которой стоял Андрей Боголюбский. Антураж тех давно прошедших времен создал на сцене Владимирский областной театр драмы, представивший первым на открытой площадке ХI Международного театрального фестиваля «Голоса истории» свою постановку «Андрей Боголюбский». Премьера спектакля состоялась в 2011 году, когда прошло 900 лет со дня рождения князя.

Перед глазами зрителей промелькнула вся жизнь Андрея Боголюбского – отдельно взятые картинки, сложившие историю жизни неординарного человека. Судьба исторической личности рассмотрена с разных позиций, и князь Андрей Боголюбский представлен не только как герой, но и как человек с достаточно непростым характером, который не побоялся отправить на верную гибель сына, взимать деньги с бояр и князей на строительство престольного княжества, которое он перенес во Владимир. Лейтмотивом в спектакле проходит тема родительского благословления, что для тех времен имело немаловажную силу: Андрей ослушивается своего отца и, таким образом, насылает на себя некую немилость. Это ощущение в дальнейшем не покидает Боголюбского, и тень родителя возникает в самые ответственные моменты. Владимирский театр своей постановкой пытается привлечь внимание к истории родной страны, раскрыть в новом ключе значение личности. Особый колорит спектаклю придают яркие костюмы, профессиональная хореография и необычные решения в оформлении сцены. Украшенные в народном стиле арки, словно трансформер, в одно мгновение превращаются то в княжеские палаты, то в опочивальню, то в колонны, то в стену непонимания или площадку для междоусобных войн. Игра артистов Владимирского театра покорила вологодскую публику, которая провожала героев постановки, аплодируя стоя. Нужно отметить, что Владимирский театр участвует в Международном фестивале «Голоса истории» уже пятый раз, в 2010 году режиссер-постановщик Сергей Морозов привозил постановку «Александр Невский».

На следующий день представители Владимирского областного драматического театра: режиссер постановщик спектакля «Андрей Боголюбский» Сергей Морозов, народный артист России, лауреат Премии правительства России им. Волкова Николай Горохов, директор театра заслуженный работник культуры РФ Борис Гунин ответили на вопросы журналистов.

Спектакль начинался с «Перезвонов» нашего земляка Валерия Гаврилина, почему именно такое музыкальное оформление вы использовали?

Сергей Морозов: Я очень люблю музыку Гаврилина, а «Перезвоны» особенно. На мой взгляд, это истинно русская музыка, в которой соединяются напевность, фактура, характерная именно для древней русской музыки, и современный язык. Поэтому мы и используем это произведение Гаврилина, созданное в XX веке, в звучании спектакля про историю Руси.

Расскажите, какие интересные исторические факты вы узнали за время подготовки к спектаклю?

Сергей Морозов: За время подготовки мы подняли целый пласт различных исторических документов, сравнивали описания жизни и деятельности Андрея Боголюбского по совершенно разным источникам, начиная от классических признанных авторов, таких как Карамзин, Костомаров, Ключевский. Кроме того, смотрели и другие версии, которых сегодня появилось много. В основном мы опирались на материал трех пьес владимировских авторов: Аркадия Чеботарева, Сергея Жучкова, Станислава Хромова. Наш спектакль – компиляция этих произведений, они написаны в разное время, но посвящены Андрею Боголюбскому. Существует несколько версий его смерти, но мы взяли в основу каноническую, потому что, исследуя материал, обнаружили много «белых пятен» в истории его жизни. Но, несмотря на это, есть итог его деятельности, который никто не сможет отменить: построенные им соборы, их удивительная архитектура, имеющая сегодня огромную ценность, перенос столицы из Киева во Владимир.

Сергей Анатольевич, вы два года назад привозили в Вологду спектакль «Александр Невский», в этот раз – «Андрей Боголюбский», будете ли продолжать театральную череду исторических портретов?

Сергей Морозов: Вообще какой-то задачи сделать такую галерею не стоит. Я уже достаточно давно сотрудничаю с Владимирским театром, поставил на его сцене четыре спектакля. «Андрея Боголюбского» меня пригласили создать в рамках празднования 900-летия со дня рождения князя. И мне просто повезло, что удалось сначала «нырнуть» в эпоху Александра Невского, а потом окунуться во времена Андрея Боголюбского и открыть массу интересных фактов, многие из которых не вошли в постановку. Как будет складываться дальнейшая жизнь, я не знаю. Если будут еще возможности для раскрытия каких-то исторических личностей, с большим удовольствием возьмусь за это дело.


Ирина Сорокина