«Все люди – братья»

При всем при том,
При всем при том,
Могу вам предсказать я,
Что будет день,
Когда кругом
Все люди станут братья!

Роберт Бернс «Честная бедность»,
перевод С. Я. Маршака

На сцене Вологодского Ордена «Знак Почета» государственного драматического театра 26 февраля 2013 года московская театральная компания «Свободная сцена» представила спектакль «Старший сын» по одноименной пьесе Александра Вампилова. Роли исполняли: народный артист России Виктор Сухоруков (Сарафанов), Евгений Пронин (Бусыгин), Павел Сафонов (Сильва), Евгения Крегжде (Нина), Игорь Неведров (Васенька), Ольга Ломоносова (Макарская), Роман Полянский (Кудимов). Режиссер – Павел Сафонов.

Казалось, имена писателей и драматургов 60-70-х годов советской эпохи исчезнут навсегда, не оставив после себя большого следа, не будут читать их произведения и ставить по ним спектакли – эта участь обошла Александра Вампилова стороной. Одна из его лучших пьес – «Старший сын» – продолжает свою сценическую жизнь. Ушли многие приметы быта, поменялись профессии да и государства вампиловских пьес уже не существует, но как актуальны и многогранны проблемы, характеры, ситуации…

В спектакле почти параллельно разворачивается несколько сюжетных линий, главная из которых – семейная. Холодным весенним вечером Бусыгин и Сильва, только что познакомившиеся в кафе, провожают до дома подруг, рассчитывая на продолжение отношений. Однако у самого дома девушки их отвергают – и молодые люди, опоздав на электричку, ищут ночлег. Случайно они видят выходящего из дома Сарафанова, слышат его имя и решают воспользоваться этим: заходят в его квартиру, представившись знакомыми, чтобы погреться. Но в разговоре с Васенькой, сыном Сарафанова, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин его брат и сын Сарафанова. Вернувшийся Сарафанов принимает эту историю за чистую монету: в 1945-м у него был роман с девушкой из Чернигова, и теперь ему хочется верить, что Володя действительно его сын.

Так у Бусыгина появляются «отец», «брат» и «сестра», и ему приходится подключиться к решению семейных проблем. Младший брат, 10-классник Васенька, влюблен в соседку – 30-летнюю Макарскую, секретаря в суде, но она смеется над его чувствами, и Васенька хочет бежать из дома.

Вторая любовная линия строится на взаимоотношениях Бусыгина и его новообретенной «сестры», которая собирается выйти замуж за курсанта-летчика и уехать с ним на Сахалин. Нина и Бусыгин чувствуют взаимную симпатию, и оба жалеют, что оказались «родственниками». Не выдержав, Бусыгин разоблачает себя, признаваясь при этом Сарафанову: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын». «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», – отвечает ему Сарафанов, и Бусыгин остается в их доме.

Сарафанов – музыкант, и всю жизнь пишет ораторию «Все люди – братья». Он так объясняет свою любовь к искусству: «Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него. Поэтому я сочиняю». Он уже давно не работает в филармонии, а играет на танцах и похоронах, но его дети делают вид, что не знают об этом.

Всю жизнь он дарил свои нежные чувства детям, а, когда они выросли, почувствовал себя одиноким. Поэтому творчество дает Сарафанову смысл жизни, мечту, которую он лелеет в своей душе. Казалось бы, проблема знакомая, характерная почти для каждой семьи, но в пьесе Александра Вампилова и в сценической постановке Павла Сафонова она углубляется и расширяется до общечеловеческих масштабов. Владимир Бусыгин для Сарафанова становится ближе собственных детей. «Старший сын» искренне проникается болью «отца», которого никогда не видел, утешает его в моменты отчаяния, жалеет, обещает, что никогда не оставит. «Старший сын» – это философская притча о родстве душ, жертвенности, гуманизме, любви, сострадании. Если каждый из нас будет видеть в другом брата, быть может, счастливых людей на свете будет гораздо больше… Недаром в спектакле сильны христианские мотивы: по четырем углам сцены стояли большие деревянные кресты, напоминающие о великой жертве Иисуса Христа во имя спасения человечества.

Подготовила Надежда Форостян

 



 
(function(w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter12028453 = new Ya.Metrika({id:12028453, enableAll: true, webvisor:true}); } catch(e) { } }); })(window, "yandex_metrika_callbacks");
hotlog_js="1.0"; hotlog_r=""+Math.random()+"&s=2251399&im=68&r="+ escape(document.referrer)+"&pg="+escape(window.location.href); hotlog_js="1.1"; hotlog_r+="&j="+(navigator.javaEnabled()?"Y":"N"); hotlog_js="1.2"; hotlog_r+="&wh="+screen.width+"x"+screen.height+"&px="+ (((navigator.appName.substring(0,3)=="Mic"))?screen.colorDepth:screen.pixelDepth); hotlog_js="1.3"; hotlog_r+="&js="+hotlog_js; document.write('HotLog<\/a>');