12+

360-летие Спасо-Всеградского собора

Об истории Спасо-Всеградского собора шел разговор в Вологодском музее-заповеднике 5 ноября 2014 года. Этот год знаменателен круглой датой – 360 лет со дня основания этого, к сожалению, уже утраченного храма. Его воздвижение относится к 1654 году, на протяжении 270 лет Спасо-Всегдадский собор был одним из главных духовных центров нашего города. Храм построен в царствование Алексея Михайловича, чтобы спасти Вологду от морового поветрия, которое тогда распространилось во многих русских городах. Для избавления от моровой язвы (чумы) за одни сутки 18 октября 1654 года горожане возвели деревянную церковь Спаса Всемилостивого. Храм назывался «Всеградским» и «Обыденным», что означало построение церкви всеми жителями Вологды за один день. После возведения храма иконописец (как считают современные исследователи, это был Дмитрий Сумароков) написал икону Спаса Всемилостивого, которая стала главной святыней храма. Каменная же церковь была построена в XVII веке. В Спасо-Всеградской церкви принимали присягу все выбираемые руководители Вологды, проходили молебны, посвященные наиболее значимым событиям жизни Российской империи и Вологодчины. Здесь на богослужении побывали императоры Александр I, Александр II, Великие князья Алексей Александрович, Владимир Александрович и Сергей Александрович Романовы. В 1895 году церковь получила статус собора. В 20-е годы XX века судьба храма была довольно непростой: с 1925 года здесь были прекращены богослужения – разместился Дом искусств, позднее кинотеатр им. М. Горького. А в 1972 году собор был разрушен под предлогом ветхого технического состояния здания. В 1998 году на месте, где раньше находился собор, поставлен Поклонный крест.

Сегодня историю этого храма продолжают изучать, раскрывать новые интересные факты. Нынешнюю встречу открыл рассказ отца Алексея Сорокина о создании собора, основанный на «Сказании о моровой язве» («Сказание о милости Божий и о создании храма во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа от смертоносныя язвы»), датируемом XVIII веком.

Старший научный сотрудник отдела фондов, хранитель коллекции древнерусской живописи Вологодского музея-заповедника Елена Виноградова представила публике виртуальную выставку «Память об утраченной святыне». Она доступна для просмотра на сайте музея с 31 октября 2014 года. Эта виртуальная экспозиция отражает вехи истории Спасо-Всеградского собора через немногие сохранившиеся в музее-заповеднике предметы. Выставка состоит из нескольких блоков – фотографии, декоративно-прикладное искусство, книги и списки икон из храма, а также из коллекций частных лиц. Большинство фотографий на выставке конца XIX – начала XX веков, и это снимки из коллекции музея-заповедника – здесь и будни собора с его службами, виды внутреннего убранства, кадры, демонстрирующие начало разрушения соборов – снятие колоколов в 1925 году. Несколько святыней – крест и икона Спаса Всемилостивого – представлены на выставке в музее. После закрытия собора лишь немногие предметы поступили в собрание музея-заповедника, большинство из них было передано в Кирилло-Рощенскую церковь, однако позднее ряд икон из нее также попал в фонды музея. Специалисты проделали большую исследовательскую работу, чтобы определить, какая икона считалась именно тем чудотворным образом, к которому приходили вологжане на протяжении веков. Первый шаг был сделан искусствоведом Александром Преображенским, когда он работал над книгой «Иконы Вологды». Исследователь обнаружил в фондах музея икону XVII века, а художник-реставратор Николай Федышин провел полный комплекс реставрационных работ. И сегодня научные сотрудники музея по ряду признаков идентифицируют ее как тот первый образ, что был написан при создании храма. Во-первых, это скорописное письмо, благодаря которому как раз можно было за один день написать икону. Большие утраты живописного слоя в нижней части иконы свидетельствует об особом почитании и преклонении перед образом. Кроме того, на торцах иконной доски находятся множественные отверстия от гвоздей, что говорит о неоднократном наложении окладов, и один из последних из них – это золотая риза 1856 года, выполненная в Петербурге по рисунку Федора Солнцева, но она, к сожалению, была утрачена. В музей икона поступила в другом окладе, который также представлен на выставке. «Эта икона соответствует всем описанным размерам, и она одна из немногих, на которой нет летописного текста, а в верхней части имеется тропарь. По этим доказательствам икону можно считать святыней, написанной в 1654 году для Спасо-Всеградского собора», – считает Елена Виноградова. Определить, кто был иконописцем довольно непросто, так как на иконе нет ни даты, ни подписи, но есть предположение, что она принадлежит письму известной в Вологде династии Сумароковых, в собрании музея имеются работы трех поколений этих иконописцев. Проведя сравнительный анализ, сотрудники музея и реставраторы пришли к выводу, что автором является Дмитрий Васильев Сумароков – старший из этой династии иконописцев.

Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ Александр Рыбаков представил свою новую книгу «Икона «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими чудотворцами» 1778 года. Реликвия Русского Севера и памятник иконографии вологодских святых XVIII в.», вышедшую в серии «Исследование и реставрация одного памятника». Публикации предшествовало целое научное расследование. Из Архангельского музея изобразительных искусств в Центр Грабаря прислали на реставрацию икону «Спас Всемилостивый с предстоящими вологодскими чудотворцами». Так она попала в руки к Александру Рыбакову, с нее и началось изучение похожих иконописных образов, которые, как оказалось, имелись и в Вологде, и в Великом Устюге, и в Тотьме, отличие было в изображенных на них преклоняющихся святых. Многие свои открытия, сделанные в ходе исследования, Александр Рыбаков изложил в своей новой книге, которая будет полезна всем, кто интересуется историей иконописи и Вологодского края.

Ирина Сорокина