Режиссер, киновед и куратор специальных программ Международного кинофестиваля «Послание к человеку» Александр Марков провел в Вологде лекцию, посвященную документальным съемкам. Встреча прошла 29 ноября 2014 года в центре культуры «Красный угол» в рамках программы показов «101 год студии Бабельсберг», которую, кстати, составлял именно Александр.

Провокационное название лекции «Кончай снимать, иди в архивы!», по словам режиссера, использовано для того, чтобы акцентировать внимание каждого на значимости даже небольшого документального фрагмента.

Александр Марков: «Не стоит недооценивать архивы, даже личные. Потому что это память, из которой можно делать кино. Как профессионал, я понимаю, что нет ничего более ценного, чем любые съемки людей, которые, может быть, впервые взяли руки камеру. Недавно я посмотрел фильм о войне в Сирии, который режиссер сделал из любительских видео, снятых во время военных действий. Там очень плохое изображение, но когда ты смотришь ленту на большом экране, она имеет колоссальное воздействие, потому что это правда. А что может сильнее влиять на человека, особенно в документальном кино? Используя архив, профессиональный или непрофессиональный, ты можешь создать из него произведение искусства. Кстати, я никогда не «гонюсь» за качеством изображения – я «гонюсь» за смыслом изображения, за его правдоподобием, за его искренностью. Это моя позиция».

Александр рассказал, что отношение к архивам у начинающих авторов обычно прохладное, так как большинство из них мечтает снять собственный фильм, и режиссер с помощью популярной лекции стремится показать, что это не всегда обязательно.

Александр представил слушателям свою документальную ленту «Two Higways», посвященную известному ленинградскому авангардисту Борису Кошелохову: «Борис – странный человек с достаточно тяжелой судьбой. Это художник не для всех со своим обособленным миром. У него специфические картины, но мне он показался человеком искренним и тем самым интересным. Вместе с дизайнером Ником Тепловым мы постарались сквозь призму творчества художника, через его картины «подойти» к его жизни и его работам. «Two Higways» – это его масштабный живописный проект. В этой ленте я решил для себя эстетическую задачу – соединить биографию и творчество. Обычно, когда ты смотришь телевизионные фильмы о художниках, все выглядит очень благообразно. А мне хотелось связать его жизнь с тем странным миром, который он изображает в своих картинах».

В этот же день в клубе «Харди Гарди» были показаны фильмы «Фауст» Фридриха Вильгельма Мурнау (1926) и «Конгресс танцует» Эрика Хареля (1931). Картины представили Александр Марков и филолог Павел Антонян.

«Фауст», самый мрачный фильм, снятый в студии Бабельсберг, был озвучен вологодской группой «Обход» (Михаил Данилов и Михаил Приемышев). Смелое музыкальное решение добавило новые смыслы в известную легенду о докторе, продавшем душу дьяволу.

От мрачной атмосферы «Фауста» зрители смогли отвлечься на втором сеансе, посмотрев веселую и легкомысленную музыкальную комедию «Конгресс танцует». Лента имела колоссальный успех в Германии 1930-х годов.

Юлия Шутова 

Теги: Красный угол, Михаил Данилов

Новости по теме