Фотовыставка, посвященная 155-летию со дня рождения известного вологодского фотографа Ливерия Раевского, открылась в Доме купца А. П. Самарина. 14 августа сотрудники выставочного комплекса «Вологда на рубеже XIX и XX веков» и члены фотоклуба «Северянин» провели вечер памяти Ливерия Викторовича Раевского (он родился 18 (5 по старому стилю) августа 1859 г.).

На выставке представлена коллекция портретных и видовых снимков Ливерия Раевского из фондов Вологодского музея-заповедника. Наиболее ценные – изображения первых вологодских кружевниц А. И. Чуриной, С. П. Брянцевой, купца И. Н. Никуличева, семьи известного врача А. А. Сняткова, членов организаций «Помощь» и «Просвещение», групповые снимки учащихся вологодских учебных заведений.

Материалы об известном вологодском фотографе представили сотрудник Вологодского музея-заповедника Ольга Колотилова и хранительница Дома купца Самарина Марина Критская.

Ливерий Раевский родился в 1859 году в деревне Перцево Грязовецкого уезда в семье псаломщика Троицкой церкви. Получив образование в Вологодском духовном училище, затем в Александровском реальном училище, он увлекся модной в то время фотосъемкой. В 1883 году Ливерий Викторович получил разрешение на открытие собственного фотографического заведения в «доме Степановой против Духова монастыря», затем в доме Смолина, а с 1895 года его фотосалон обрел постоянную прописку на Малой Петровке. Дом и флигель на нынешней улице Пушкинской, где располагался салон «Северная фотография» и где Раевский проживал со своей семьей, сохранились до наших дней.

Фотосалон Раевского был очень популярен: ему позировали губернаторы и чиновники, купцы и общественные деятели, учащиеся и преподаватели учебных заведений... Наверняка в семейных архивах вологжан до сих пор хранятся снимки, автором которых является Ливерий Раевский. Кстати, ими можно пополнить фотоколлекцию музея: фотографию нужно отсканировать и разместить в группе Дома купца Самарина ВКонтакте.

Особое место в творчестве фотографа занимает Вологда: бульвары и улицы, дома и мосты, площади и храмы. Прекрасные видовые снимки становились основой для открыток, по ним мы можем представить, как выглядела Вологда на рубеже XIX – XX веков. Снимки Раевского, запечатлевшие исторические памятники – иконы вологодских церквей, были использованы в качестве иллюстраций в книге известного знатока культуры Г. К. Лукомского «Вологда в ее старине», вышедшей в 1914 году.
Ливерий Викторович был удостоен звания личного почетного гражданина, занимался общественной деятельностью: дважды избирался в Вологодскую городскую Думу, состоял членом нескольких благотворительных обществ.

В семье Ливерия и Надежды Раевских было трое детей: Александра, Максимилиан и Вера. Игорь Максимилианович Раевский, внук прославленного фотографа, живущий в Вологде, хранит одну из наиболее полных авторских коллекций фотомастера – в основном, семейные снимки. Их можно увидеть на выставке в Доме купца Самарина. Старшая дочь Ливерия Викторовича Александра стала помощницей в его деле и впоследствии на протяжении всей жизни работала ретушером в одном из фотоателье Вологды. Фотографическое заведение Ливерия Раевского просуществовало до 1928 года и прекратило свою работу со смертью мастера.

На встрече в Доме Самарина заговорили и о судьбе дома Раевского. После многочисленных перестроек он потерял свой первоначальный вид, но градозащитники не теряют надежды придать ему охранный статус и добиться реставрации.

Гостям встречи также был представлен каталог открыток из коллекции Олега Викторовича Хамичева. Он включает в себя многочисленные образцы видовых открыток Вологды, напечатанных в конце XIX – начале XX веков с фотографий Л. В. Раевского и других вологодских фотографов.

Мария Гуляева

Теги: Ливерий Раевский

Новости по теме