Хайку – это жанр традиционной японской лирической поэзии, главный смысл которого заключён в запечатлении момента жизни, на который раньше не обращали внимание. В традиции хайку автор (хайдзин) смотрит на происходящее под углом наивного созерцателя. При переводе такие японские стихотворения на западные языки традиционно записываются как трёхстишия.

Предваряла открытие выставки лекция культуролога Людмилы Якушевой, посвящённая японской традиции: «Насколько мы совпадаем с японскими обычаями – наверное, каждый из сидящих здесь после открытия ответит самостоятельно. Но хочу привести в пример случай из жизни известного советского драматурга Арбузова. После его пьесы «Победительница» журналисты спросили его о том, с какой целью он использовал хайку, и он ответил, что в своей биографии каждый человек рано или поздно придёт к пониманию этой поэзии… А мне радостно, что эта выставка открыток – результат творческой деятельности совсем молодых людей, которые уже почувствовали вкус хайку».

На вернисаже присутствовала одна из участниц творческого тандема Елена Жуковская. Она трудилась над графической частью проекта. Елена – создатель известной в Санкт-Петербурге творческой художественной мастерской «Оранжевый ёж». Также она является иллюстратором детских книг, календарей и раскрасок и мастером пирографии – выжигания по дереву. Елена рассказала о выставке и ответила на несколько вопросов.

Как появился творческий тандем с Андреем Шляховым? Кому принадлежит идея объединить в необычные открытки хайку и рисунки?

До этого проекта мы не были знакомы. Да и в Питер я приезжала набегами из Кирова: сдавать на публикацию готовые работы. Андрей вышел на творческое объединение моих друзей как начинающий журналист. Мои друзья занимаются интересным делом под названием «Волшебные летункартинки». Летункартинки – это миниатюрные репродукции с бесконечностями-пропеллерами наверху – синтез картины художника и почтовой открытки. Когда мы с Андреем начали совместно думать над проектом, то главным пожеланием со стороны Андрея как автора хайку было то, чтобы я не дословно повторяла написанное, а как бы выходила за рамки слов. Японская тема для меня в этих открытках приобретает почему-то больше питерской окрас. Серия открыток – это ещё одна возможность существования поэзии.

Когда впервые зрители увидели результаты вашего совместного труда?

Это произошло десять лет назад в Санкт-Петербурге. Эти открытки были представлены как часть моей выставки. Если более крупные работы были развешаны по канонам экспозиции, то эти работы расположились в случайном порядке на стихийно развешанных верёвках.

Символичны ли вырезки из газет на ваших открытках?

На самом деле сначала вклеивала для декора, не задумываясь о тексте. Потом, когда уже работы были готовы, для интереса прочитала обрывки слов и фраз, попавших на открытки. На некоторых картинках получились необычные высказывания в тему, и я мысленно соглашалась, что газетные тексты очень даже к месту.

Для вас привычен открыточный формат или в вашей творческой мастерской есть работы разных форматов?

Форматом я себя не ограничиваю, но крупных картин немного. Просто есть настрой тиражировать свои работы, а для распространения удобен более мелкий формат. Вообще я считаю, что художникам неплохо научиться зарабатывать на том, что они делают. При этом нужно чувствовать золотую середину: с одной стороны, не штамповать свои работы, но в то же время понимать потребности людей, созерцателей твоих работ, быть на одной волне с обществом.

Выставка открыта для посещения в центре культуры «Красный угол» в течение трёх недель.

Теги: Красный угол, Людмила Якушева
Ольга Поварова

Новости по теме