12+

Барочной музыкой и «Эхом тишины» завершился VI музыкальный фестиваль «Кружева», ставший ярким началом нового концертного сезона

Фестиваль, проходящий в Вологде с 2008 года, стал традиционным праздником музыки и обрел свою постоянную публику. Художественный руководитель фестиваля Андрей Устинов подчеркивает, что программа этого музыкального форума всегда имеет четкое построение и несет в себе определенное послание слушателям. Разные жанры и стили музыки, композиторы-классики и современники ведут между собой своеобразный диалог, итогом которого становится мысль о том, что музыка призвана нести в сердца людей мир и добро.

«Кружева» дают вологжанам возможность услышать уникальных исполнителей. На закрытии свое искусство дарил публике ансамбль солистов «The POCKET SYMPHONY», главная особенность которого исполнение старинной музыки на музыкальных инструментах, аутентичных эпохе создания произведения. Его создатель и художественный руководитель – известный скрипач, альтист и дирижер Назар Кожухарь, преподаватель Московской консерватории, солист Московской филармонии, победитель многочисленных международных конкурсов. Он инициатор и руководитель многих проектов в области старинной и современной музыки – по его инициативе в Московской консерватории был создан факультет исторического и современного исполнительского искусства.

Ансамбль «The POCKET SYMPHONY» существует около 20 лет и объединяет музыкантов Москвы и Санкт-Петербурга. Репертуар коллектива, ведущего активную гастрольную и концертную деятельность, включает музыку от раннего барокко до поставангарда. Старинная барочная музыка была широко представлена в программе концерта: прозвучали произведения Георга Филиппа Телемана, Георга Фридриха Генделя, Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха. Слушатели с интересом познакомились с рассказом об особенностях музыкальных инструментов, на которых играют участники ансамбля. Каждый из них владеет несколькими инструментами – по словам Назара Кожухаря, это необходимо для подлинного воспроизведения исполнительской манеры прошлых эпох, когда музыканты, как правило, все немного сочиняли, обязательно владели скрипкой и клавишными. Старинный гобой, например, отличается от современного меньшим количеством металлических клапанов, а богатство его звучания достигается за счет искусной комбинации отверстий, служащих для извлечения звука. Клавесин, звучавший в концерте, «вологжанин» – это имеющаяся в нашем городе историческая копия французского инструмента второй половины XVIII века, выполненная голландским мастером. Как рассказал исполнитель, клавесины (как и другие инструменты) в то время были очень разные – эпоха стандартизации еще не наступила, и каждый мастер работал по-своему, сообразуясь с запросами и вкусами заказчика. Кроме того, инструменты отражали национальные музыкальные традиции: у французского клавесина более красочный и богатый по тембру звук, а немецкий дает звук более матовый, но четкий. Поэтому музыканты ансамбля стараются использовать в концертах инструменты как можно более соответствующие эпохе и стране, где создавалась музыка.

Важная традиция фестиваля – мировая премьера «Вологодские кружева»: это сочинение современного композитора, написанное специально по заказу фестиваля. Обязательным требованием к этому музыкальному произведению является использование мелодии вологодского фольклора и имитация боя часов колокольни Софийского собора. В этот раз свое новое сочинение на фестивале представил заслуженный деятель искусств России Юрий Каспаров, профессор Московской консерватории и один из авторитетнейших деятелей современной российской музыки. В исполнении ансамбля «The POCKET SYMPHONY» прозвучало написанное им в 2015 году произведение «Эхо тишины»: в это название автор вложил идею преемственности в музыке, о созвучности творчества композиторов прошлого и композиторов современности.

По завершении концерта со словами благодарности к организаторам и участникам фестиваля обратились начальник Департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский и директор Вологодской областной филармонии им. В. А. Гаврилина Ольга Трофимова.

***

За день до закрытия организаторы фестиваля приглашали всех желающих задуматься над вопросом «Кому нужна симфоническая музыка?». Вечер с одноименным названием прошел в стенах Вологодской филармонии им. В.А.Гаврилина. В исполнении камерного оркестра филармонии, вологодских вокалисток и кружевниц (коклюшки в руках мастериц были использованы именно в качестве музыкальных инструментов) прозвучала увертюра Михаила Гоголина «Вологодские кружева», написанная к IV фестивалю «Кружева», а после был показан документальный фильм «Кому нужна симфоническая музыка» режиссера Дмитрия Конюшенко.

Посыл фильма ясен и прост и обусловлен падением интереса к классической и, в частности, симфонической музыке. Видные российские современные композиторы, деятели искусств и просто люди на московских улицах рассуждают об этом, давая ответ, почему так случилось, и внося свое слово в защиту симфонической музыки.

Юрий Каспаров, композитор, заслуженный деятель искусств России, профессор Московской консерватории: «Ученые выяснили, что образование вредит капитализму. Человек необразованный, далекий от искусства, от культуры вообще – он хороший покупатель. А умный человек – плохой покупатель, и это вредит обществу потребления. Искусство также не очень-то вписывается в концепцию общества потребления. Симфоническая же музыка – наивысший жанр классической музыки, поэтому на нее особые гонения».

Михаил Казиник, скрипач, лектор-музыковед: «Музыка классическая, симфоническая влияет на всю жизнь человека. Дорогие папы, мамы, бабушки и дедушки, если вы хотите, чтоб ваш ребенок сделал первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики. Начинайте с музыки, потому что музыка включает в себя будущие формы всех наук, все величайшие открытия и все тайные знания. Поселяя в ребенке музыку, симфонизм как принцип, вы тем самым без излишней информации напаиваете его самим духом цивилизации <...> Совсем недавно зашел разговор о единственной в России музыкальной радиостанции, которая вещает классическую музыку. И прозвучала мысль: а зачем финансировать радиостанцию, которую будет слушать в лучшем случае 1% российского населения?.. Это просто разбрасывание денег! Когда меня спросили, что я думаю по этому поводу – я сказал: да-да, это совершенно незначительный процент… Только в нем – все потенциальные нобелевские лауреаты, люди, которые создадут великие открытия, люди, у которых правое и левое полушария мозга работают в единстве, логическое и эмоциональное не разделено функционально. В симфонической музыке заключены все великие знания человеческой цивилизации».

Светлана Гришина, Елена Легчанова