Если после поэтического вечера вы пришли домой и захотели почитать стихи – значит, поэтический вечер достиг своей цели. Если, конечно, корректно применить такое официально-деловое слово как «цель» к поэтическому вечеру.

Со мной произошло именно так: придя домой после творческой встречи с вологодской поэтессой (а также музыкантом, педагогом и психологом – талантливый человек талантлив во всем) Ингой Чурбановой, я отыскала в шкафу ее книжку «Блесны» – и начала читать.

К чему это лирическое отступление? К тому, что в традиционной форме «прошел-состоялся» новость о поэтическом вечере писать не хочется. Потому что поэзия – на то и поэзия, чтобы суметь вдохнуть в нас что-то новое, живительное, заставить по-другому взглянуть на привычные вещи. Проще – шевельнуть наши души. Именно это и произошло на встрече с Ингой Чурбановой.

Чем поэт отличается от непоэта? Универсальный в своей простоте ответ сформулировал профессор кафедры литературы ВоГУ Сергей Баранов: «образным мышлением». Ведь поэзия – это не просто болезнь «говорить в рифму». И двухчасовое пребывание в образном мире очень умного, тонкого, чуткого, порой – ироничного, порой – сентиментального, и всегда очень лиричного автора – для всех собравшихся тоже стало своеобразным откровением.

Свое очарование есть в том, когда поэт сам читает свои стихи. У поэтов особое отношение к слову – как к ребенку, бережное и ответственное. Слушая и замирая, физически ощущаешь, как слова оживают.

Несмотря на то что, по замечанию самой Инги, хорошая поэзия вроде бы не нуждается ни в какой иллюстрации, в последнее время часто ее стихам вторую жизнь дает музыка. Творческий тандем Инги Чурбановой и Марины Кулаковой, исполнительницы авторских и народных песен в особой творческой манере, уже давно любим вологжанами. Пение безо всякого сопровождения – только голос: «Увези меня на волке/ К дальним северным озерам/ Где до ночи – долго-долго, /А до утра – скоро-скоро…/ Там, где день стоит все лето /Там, где луг цветет гусиный,/ Где земля не вся прогрета – /Мы бы волка отпустили…» А уже с гитарой вышли к зрителям сестры Лидия и Елена Любимовы, архангельский ансамбль «Лад». Они проникновенно пели и Ингу Чурбанову, и Ольгу Фокину – «За той, за Тоймой…». А еще представили оригинальную интерпретацию отрывков из поэмы «Где мы были, куда мы лётали», написанную Ингой Александровной после ее фольклорных путешествий на Север. Хоть сама Инга Чурбанова предупреждала, что вечер по ее представлению распадется на два блока – один вологодский, более экспериментальный, второй – фольклорный, традиционный, более глубинный – но этот переход от эксперимента к традиции был практически не заметен. Потому что в тех стихах, которые автор отнесла к экспериментальным, очень сильно чувствуется дух традиции, напластования реминисценций, аллюзий, отсылка к множеству авторов, а в традиционном, народном блоке, напротив, звучали неповторимые «чурбановские» находки, инверсии, переносы.

В стихах лирическая героиня Инги Чурбановой рассказала о первой любви, о семейной жизни, о детях, о навязчивом желании все больше времени проводить в родной деревне: «Уехать в мае – и жить, и жить, Покуда влага в ручьях бежит…» Шутила. Одной из горьких шуток была «Баллада о помойке» (больная для филологов тема – выброшенные книги: «Книги-сироты, я вас унесу от войны…»): «Дети мои! Эти книги у нас поживут/ Пусть поживут в тесноте, но отнюдь не в обиде/ Мама, у нас не квартира, а книжный приют…»

В очередной раз презентовала книгу «Клады, яды и огни», которая уже несколько лет все никак не может издаться. «Может, к следующей нашей встрече?», – с улыбкой иронизирует Инга.

Поддержать Ингу Чурбанову пришли многочисленные поклонники ее творчества, друзья, члены Вологодского отделения Союза писателей России, преподаватели филологического факультета, сотрудники областной юношеской библиотеки – всем им поэт адресовала отдельные слова благодарности и признательности.

Теги: Инга Чурбанова, Лидия Любимова, Елена Любимова, Марина Кулакова
Елена Легчанова

Новости по теме