Московский литературовед Ольга Еремина представила свою новую книгу «Юрий Коваль: проза не по-детски» в областной научной библиотеке. Сборник содержит критические статьи, акцентирующие внимание на глубоком психологическом подтексте произведений писателя, которого традиционно считают детским автором.

«Моей дочке после первого класса на лето задали читать Коваля. У меня его книг не было, пришлось взять в библиотеке. И я стала читать детям вслух, – рассказала Ольга Александровна. – Они постоянно хохотали, особенно над «Картофельной собакой». И мне, как литературоведу, стало интересно, что такого в этом Ковале?! Сначала я попыталась описать в своем блоге, как моя дочка реагирует на его рассказы, и получила отклик из сообщества «Суер-Выер» , посвященного писателю. И я продолжила изучать его творчество».

В середине 1960-х гг. Юрий Коваль сотрудничал с журналом «Рыбоводство и рыболовство» – писал для него очерки. И однажды его отправили в командировку в Вологодскую область, на Кубенское и Белое озеро. Очерки, посвященные путешествию, печатались в нескольких номерах журнала и назывались «Под созвездием рыбы». Из этого цикла вырос рассказ «Когда-то я скотину пас». Рассказ о случайной встрече главного героя, вынужденного провести последнюю ночь перед отъездом в «чужом полупортовом городе», с уборщицей, по мнению О. Ереминой, выходит на тему «духовного богатырства», способности человека раскрыть душу перед другими: «Я утверждаю, что этот рассказ по силе и глубине равен бунинскому «Легкому дыханию». И действие происходит в Вологде, именно она является «полупортовым городом».

С тех пор Юрий Коваль влюбился в Вологодский край и приобрел дом на Цыпиной горе в Ферапонтове. Он пишет цикл детских рассказов «Чистый дор». Чистый дор – это село в Кирилловском районе. Однако писатель не привязан к географии, и в общем смысле речь идет о мире в целом, о человеческих ценностях и жизненных интересах жителей земли. Подробный анализ «Чистого дора» занимает главу новой книги Ольги Ереминой. Исследователь задалась целью сосчитать всех героев, упоминаемых в цикле, и отметить их взаимосвязь. Кроме того, Ольга Александровна по-новому раскрывает личность дяди Зуя, указывая на то, что он олицетворяет образ праведника, нестяжателя XX века. «Мы привыкли считать Коваля детским писателем. И действительно, дети взахлеб читают его книги. Но на самом деле его проза совершенно взрослая, глубокая. И об этом я говорю в своей книге», – заключает она.

Еще одна глава «Прозы не по-детски» посвящена вологодской повести Коваля «Самая легкая лодка в мире». Лодка из бамбука, которая действительно существовала, до прошлого года находилась в доме писателя на Цыпиной горе. Сейчас она экспонируется в Москве, в Биологическом музее имени Тимирязева.

Сборник «Юрий Коваль: проза не по-детски» также включает анализ рассказов «Сиротская зима» и «Красная сосна». Первый повествует о реальном факте – встрече Коваля с медведем. Действие второго происходит в Ялте.

Рассуждая о последнем взрослом произведении Юрия Коваля – пергаменте «Суер-Выер» (1993), где речь идет о путешествиях капитана корабля и о его открытиях, Ольга Еремина отметила, что эта книга написана в стиле Франсуа Рабле, и обратила внимание вологжан на забавный факт: дверь, которая была установлена на набережной города в рамках фестиваля «Голос ремесел», как будто взята из «Суера-Выера». Описание похожей конструкции дано в главе «Бодрость и пустота». Подробнее об этом можно прочитать в сообществе , посвященном Юрию Ковалю. 

Ольга Еремина передала несколько книг писателя в областную детскую библиотеку и отметила, что ее сборник будет доступен читателям ВОУНБ.

Теги: Юрий Коваль, Ольга Еремина
Юлия Шутова

Новости по теме