«Парнасский мой отец», «дядя на Парнасе» – так Александр Пушкин называл Василия Львовича – известного в начале XIX века стихотворца, первого наставника племянника в поэзии. О взаимоотношениях дяди и племянника, о жизни и пристрастиях Василия Пушкина вологжанам рассказала автор книг и многих статей о литературе и культуре пушкинской эпохи, доктор филологических наук, заместитель директора Государственного музея А. С. Пушкина по научной работе Наталья Михайлова. В апреле следующего года исполняется 250 лет со дня рождения Василия Львовича Пушкина, и эта встреча Вологде, можно сказать, стала началом юбилейных торжеств.

Рассказ о дяде и племяннике проиллюстрировали музыка и стихи. Прозвучали любимые музыкальные произведения Василия Львовича Джона Фильда и Джоаккино Россини в исполнении артистов Вологодской областной филармонии (Александра Лоскутова, Ирины Богомоловой, Натальи Жуковой, Олега Наумова) и певцов Марины Алексеевой, Виктора Кузнецова, а также гостьи из Санкт-Петербурга Анны Игониной. С композитором Джоном Фильдом и его супругой Василий Львович был лично знаком – тот не раз выступал в России. Стихи Василия и Александра Пушкиных прочитал актер Вологодского драматического театра Олег Емельянов. Прозвучала на вечере и поэма Василия Львовича «Опасный сосед», которая в 1811 году стала литературной сенсацией.

Василий Львович Пушкин сыграл заметную роль в борьбе за русский литературный язык, был старостой известного общества «Арзамас», одним из учредителей общества любителей российской словесности при Московском университете. Среди его друзей известные литературные деятели того времени – Василий Жуковский, Петр Вяземский, Иван Дмитриев и наш земляк Константин Батюшков. Но самое главное – Василий Львович был первым учителем, наставником литературного гения Александра Пушкина. Именно он привез и устроил будущего поэта в Царскосельский лицей, познакомил с Иваном Пущиным.

Василий Львович был большим поклонником театра, библиофилом – он собрал огромную – более 40 тысяч книг – библиотеку, где каждое издание считал настоящим сокровищем. Многие из этих книг он привез из своих путешествий, даже имелись книги, которые до Великой французской революции принадлежали королевской семье, и другим знатным людям Франции. Роскошной библиотеке Пушкина завидовал даже граф Бутурлин. К сожалению, библиотека Василия Львовича была уничтожена пожаром в 1812 году, но он все равно до конца дней продолжал собирать книги. Однако после его смерти книжная коллекция была распродана. Также дядя именитого поэта очень любил путешествия – побывал в Англии, Франции, Германии, где непременно посещал театры, библиотеки и музеи. Слыл образованным человеком, знал несколько языков, владел в совершенстве французским, а будучи за границей достойно представлял свое Отечество – перевел в Париже пять русских народных песен на французский язык, которые были напечатаны в одном из престижных журналов.

Щеголь, поклонник прекрасных дам, остроумный рассказчик и собеседник, он был творцом салонной культуры, любил писать стихи в альбомы светских барышень и дам. Его же история любви довольно печальна. Он влюбился в первую красавицу того времени Капитолину Вышеславскую, но их брак не был счастливым, хотя Василий Львович посвящал ей множество любовных стихов. Через 8 лет супруга подала прошение о разводе, обвиняя мужа в связи с вольноотпущенной девкой Аграфеной Ивановой. Скорее всего, этот повод был выдуман, и Василий Львович попросту оговорил себя, чтобы дать возможность Капитолине Михайловне расстаться с ним и выйти замуж за любимого – его приятеля Мальцева. В новом браке своего первенца она назвала Василием в знак уважения и признательности к бывшему супругу. А Василий Львович церковным судом был признан виновным и не имел права вступить второй раз в законный церковный брак. Позже он соединил свою судьбу с московскою купчихою Анной Ворожейкиной, но детям Льву и Маргарите он не мог дать свою фамилию и оставить наследство, они так и жили в его доме как воспитанники Васильевы. Василий Львович очень переживал по этому поводу.

Александр Пушкин не раз придавал какие-то черты характера дяди героям своих произведений, например, дух путешествия узнается в графе Нулине. Да и в известных строках из «Евгения Онегина» – «Мой дядя самых честных правил» – тоже хочется искать автобиографичность. Хотя Василий Львович вряд ли не был прототипом дядя Онегина, в романе, несомненно, присутствуют герои, наделенные чертами характера В.Л. Пушкина.

Теги: филармония, Василий Львович Пушкин
Ирина Сорокина

Новости по теме