Спектакль «На память птицам» был создан еще в 1987 году, когда найти тексты на «лагерную» тему можно было лишь в самиздате. Автор пьесы и режиссер постановки Федор Сухов, по сути дела, поставил один из первых в СССР опытов по осмыслению на сцене этой страшной трагедии нашего народа.

…Два актера, мгновенно меняющиеся ролями, становятся поочередно то палачом, то жертвой – в мире, устроенном по законам века-волкодава, по-другому не бывает. Их непрерывный диалог держит зал в постоянном напряжении, сгущая атмосферу несправедливости и насилия. Она подчеркивается тем, что в спектакле показаны два плана: первый – «парадная» сторона жизни государства, уверенно строящего социализм, бравурные песни по радио, выдержки из официальных речей и газетных передовиц, прославляющих успехи трудового народа и гений вождя. А второй план, изнанка этой агитационной картинки – живущий в каждом страх возможного ареста, бессилие гражданина перед государственной машиной, страшная лагерная реальность, уничтожающая человека и физически, и морально.

Тем не менее каждый из фрагментов художественных текстов, положенных в основу сценария спектакля, содержит в себе мысль о возможности противостояния системе. Каждый из авторов, имея за плечами лагерный опыт, знает, о чем говорит. Фрагменты из «Колымских рассказов» и стихов Варлама Шаламова, стихи Осипа Мандельштама, Юрия Домбровского, Даниила Андреева, Ярослава Смелякова, Николая Заболоцкого, Анатолия Жигулина, Виктора Бокова говорят об одном и том же: сломить дух гораздо труднее, чем тело. Даже в самых нечеловеческих условиях человек сохраняет свободу выбора – вопрос в том, найдет ли он в себе силы ею воспользоваться. Протест может быть разным. Безобидный заключенный, собирающий мерзлые ягоды и ослушавшийся приказа не выходить за вешки, и «команда» майора Пугачева, задумавшая дерзкий побег из лагеря, – всех их в итоге ждет гибель, но это их выбор как людей, ценящих свою меру свободы больше жизни. Выбор тех писателей и поэтов, чьи произведения звучат в спектакле, состоял в том, чтобы не молчать о пережитом ими самими и о страданиях миллионов жертв, чьи имена должны остаться хотя бы «на память птицам».

Сочетание поэтических и прозаических фрагментов сообщает постановке особую динамику: обнаженность лирического переживания сменяется драматически напряженной ситуацией или монологом героя. Неослабевающая интенсивность действия подчеркивается сценографическим решением спектакля. Лаконичная декорация-конструктор, состоящая из бревен, цепей и помоста с открывающимся полом, в руках самих актеров превращается то в лагерный барак, то в лесоразработки, то в пыточную камеру, а то и в некое ирреальное пространство творчества и свободы, куда вырывается измученная человеческая душа.

Актеры Денис Попов и Эдуард Евдокимов ни на секунду не отпускают зрителя, создавая у него то тревожное ощущение, которое и заставляет в итоге почувствовать: буквально каждый в те годы так или иначе мог попасть «в маховик истории». Спектакль, оставляющий по себе впечатление яркое, хотя и тяжелое, можно трактовать как попытку понять, в чем подавляющая сила тоталитарной власти, что противопоставить этой системе и как сделать так, чтобы подобное не повторилось. 

Теги: Варлам Шаламов, Четвертая Вологда
Светлана Гришина

Новости по теме