14 октября Вологодский театр для детей и молодежи открыл свой 41-й сезон спектаклем «Дубровский». Его премьера состоялась минувшим летом в Пятницкой башне Вологодского кремля на XIII Международном театральном фестивале «Голоса истории». В спектакле, поставленном по инсценировке Геннадия Тростянецкого, режиссер и актеры по-своему прочитывают пушкинский текст, и роман, известный каждому со школьной скамьи, предстает перед зрителем в неожиданном и ярком воплощении.

В дальнейших планах театра на новый сезон – восстановление детского спектакля «Кот в сапогах», который маленькие зрители увидят в новогодние каникулы, и подготовка спектакля по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Рассказывает художественный руководитель театра народный артист России Борис Гранатов: «К репетициям «Утиной охоты» мы приступаем в ноябре. Пьесы Вампилова были в репертуаре нашего театра в разные годы: в конце 1980-х на его сцене уже шла «Утиная охота» в постановке режиссера Г. Николаева, в 1991-м я поставил «Прошлым летом в Чулимске», в 2011-м – «Старший сын». Думаю, что между этими моими спектаклями будет определенная преемственность – в главных героях есть что-то, их объединяющее. Например, Зилов из «Утиной охоты» и Шаманов из «Прошлым летом в Чулимске» – разуверившиеся во всем люди, отказавшиеся действовать, считая, что всё бессмысленно. Но Шаманов в финале всё же решается на поступок – человек словно выходит из спячки. «Утиная охота» – самая сложная вампиловская пьеса: главный герой – очень неоднозначная личность. Здесь и пристрастие к алкоголю, и предательство близких – и, несмотря на это, герою можно посочувствовать. Не случайно в советское время «Утиная охота» вызывала столько нареканий критики в духе «у нас таких героев нет» (пьеса была опубликована в 1967 году в журнале «Ангара», а на сцену попала в 70-е годы после трагической гибели автора). Но ведь и в классической русской литературе подобные герои есть – и у Чехова, и у Толстого, и у Достоевского. Мне хочется, чтобы зритель пристально посмотрел на этого человека и задумался о том, почему русский интеллигент избирает такой путь. Премьеру планируем сыграть в конце февраля 2017 года и подать заявку на участие в Международном театральном фестивале современной драматургии имени Вампилова в Иркутске. Со спектаклем «Старший сын» мы уже были на этом фестивале в сентябре 2013 года».

В ознаменование 80-летия Вампилова в замыслах режиссера в 2017 году – вернуть в репертуар спектакль «Старший сын», пока не идущий на сцене театра. Возобновлять спектакли прошлых лет стало традицией – уже вернулся на сцену обновленный спектакль «Дорога» по поэме Гоголя «Мертвые души». Его увидели зрители в Череповце, где театр в сентябре побывал с гастролями. Для детей были показаны «Датская история» и премьера прошлого сезона «Айболит – 2016». Весной следующего года труппа приступит к репетициям нового музыкального спектакля, который станет первой премьерой осени 2017 года.

В ближайших фестивальных планах театра – поездка в начале ноября в Новгородскую область – в город Старая Русса на Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Достоевского со спектаклем «О преступлении». Летом этого года копилка фестивальных наград театра пополнилась: актриса Виктория Парфеньева награждена дипломом «Лучшая женская роль» X Международного театрального фестиваля современной драматургии «Коляда-Plays» в Екатеринбурге за исполнение роли Маши в моноспектакле «Однажды мы все будем счастливы...» по пьесе Екатерины Васильевой.

У Вологодского театра для детей и молодежи большой репертуар – около 30 спектаклей, каждый из которых оригинально трактует классический или современный сюжет. По словам Бориса Гранатова, зритель за последние годы изменился – стал лучше понимать театральный язык с его метафоричностью и иносказанием: «Благодаря нашей систематической работе с аудиторией люди, приходя в театр, не ждут от него натуралистического «изображения жизни в формах самой жизни». Зрители – и взрослые, и юные – уже понимают, что пьеса и спектакль – разные вещи, происходящее на сцене – не иллюстрация текста, а интерпретация литературного произведения. Это хорошо понимают сегодня и школьные учителя, а я еще помню то время, когда педагогов раздражало, что на сцене «не так, как в учебнике». На самом деле «непохожесть» спектакля на пьесу – повод для разговора с ребятами, ключ к осмыслению того, что прочитать любой текст можно по-разному».

С необычным прочтением хрестоматийного текста – романа Достоевского «Преступление и наказание» – смогут познакомиться те, кто придет на Ночь театра 3 ноября. Помимо спектакля «О преступлении», зрителей ждет увлекательное путешествие по театральному закулисью.

Теги: ТЮЗ, Борис Гранатов
Светлана Гришина

Новости по теме