Еще один прекрасный шанс появился у вологодского театрального зрителя – шанс в очередной раз убедиться в современности классики. Комедия Николая Гоголя «Игроки», написанная в 1842 году – чуть не двести лет назад! – показывает, что игра может быть не только и не столько праздной забавой, сколько образом жизни. Маска сменяется маской, роль – ролью, обманщик и жертва постоянно меняются местами, и в итоге остается вопрос: а можно ли вообще хоть кому-то верить? Есть ли в жизни хоть что-то настоящее, или же всё кругом – искусно созданная видимость?..

В провинциальный город приезжает игрок – шулер с большой буквы. Он недавно сорвал немалый куш, и слава о нем бежит впереди него. Гость полон честолюбивых планов – «обчистить» и «поддеть» местных игроков. Но и на старуху бывает проруха – его сразу «вычисляют» и… предлагают сделку – «совместное предприятие» по облапошиванию помещика, только что заложившего имение. Старика не так-то просто усадить за игру, но у него есть сын – молодой и горячий повеса, жаждущий попасть в гусары, и это очень кстати… План до мелочей продуман, блестяще осуществлен – и тем поразительнее неожиданный финал.

Режиссер-постановщик Сергей Закутин ставил спектакль по комедии «Игроки» в качестве дипломной работы на режиссерском отделении Екатеринбургского театрального института. «Тогда это был совершенно другой спектакль, но в процессе работы я проникся этой пьесой и этой темой, – признается режиссер. – Всё это очень актуально сегодня. Каждый слышал о фирмах-однодневках, которые организуются только для того, чтобы сорвать прибыль и исчезнуть. Так и здесь: ради большого выигрыша люди придумывают целую историю. Работать с классическим текстом очень интересно – это возможность построить действие на выразительности характеров и диалогов, не прибегая ни к каким искусственным приемам, чтобы увлечь зрителя».

Сюжет пьесы вертится вокруг карточной игры, но дело не в картах самих по себе, а в тех чувствах, которые вызывает в человеке игра: азарт и риск, желание получить всё и сразу, жажда обманывать и готовность обманываться. Текст гоголевской комедии оставлен без изменений, и в устах артистов, одетых в условные костюмы, он звучит естественно и органично. Каждое из действующих лиц пьесы блюдет свою выгоду: из множества мелочей (деталей, жестов, взглядов, возгласов) создается картина жизни, где каждый сам за себя и своего не упустит. Происходящие на глазах у зрителя метаморфозы героев вызывают неожиданные и противоречивые чувства: предполагаемая жертва подлого обмана оказывается вдохновителем обмана еще более искусного, а досада шулера, на которого нашлись более ловкие шулера, кажется искренней и едва ли не вызывает сочувствие.

В спектакле заняты артисты Вологодского театра кукол«Теремок» – постановка на сцене Дома актера интересна для них возможностью поработать на драматической сцене, выражая себя без посредства куклы. Но «отголоски» кукольного театра в спектакле звучат довольно явственно: герои Андрея Васильева и Владимира Даценко имеют при себе по чемодану, каждый из которых говорит о них больше, чем они сами. В чемодане шулера хранится его главное «оружие», а в кульминационный момент именно за кукольным карточным столом, неожиданно оказавшимся внутри чемодана, разыгрывается настоящая драма. Чемодан сентиментального помещика – воплощение главных жизненных ценностей, которыми он не хочет рискнуть ради азарта игры: его дом, жена и дети предстают перед зрителем в виде кукол. Но и тут нельзя не уловить тонкой иронии и намека на то, что всё это – ненастоящее… Художники спектакля – лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Захар Давыдов и Тамара Бауман – создали неповторимую атмосферу, одновременно напоминающую об эпохе, которая описывается в пьесе, и намекающую на вневременной характер ее конфликта.

Свой режиссерский замысел Сергей Закутин поясняет так: «Наш спектакль – метафора того несуществующего кукольного мира, в котором мы все постоянно гонимся за разными благами, забывая о том, что всё это в один момент может рухнуть. Хочется, чтобы человек свои силы и энергию направлял на что-то настоящее». Каждый из артистов по-своему воплощает на сцене и общий замысел спектакля, и образ своего героя. Например, Утешительный, которого играет Валентин Овсянников, – стратег, просчитывающий каждый ход и мгновенно принимающий решения. В своей постоянной невозмутимости он комичен, в способности на хладнокровный обман – страшен. Трактирный слуга в исполнении Анны Насоновой – не менее колоритный образ, чем главные «игроки». Как признается актриса, решение сделать его немым позволило использовать в роли и личный семейный опыт общения с немым человеком, и профессиональный опыт наблюдения за постановкой спектакля, в котором участвовали актеры Томского театра кукол «Скоморох» и театра «Индиго», в котором играют немые артисты.

Музыкальное оформление спектакля – заслуга Александра Султаншина, руководителя оркестра народных инструментов «Перезвоны». Спектакль в целом – результат творческого поиска сплоченной команды, а поставлен он на средства Государственной стипендии для талантливых молодых авторов. Это второй подобный проект, представленный вологодской публике в этом сезоне: в конце ноября юные театралы и их родители увидели на сцене Дома актера рождественскую «Историю одной игрушки».

Теги: Дом актера, Сергей Закутин
Светлана Гришина

Новости по теме